У Марка Твена янки, посетив загробный мир, узнает, что Шекспир у них там числится лишь четвертым среди литературно одаренных смертных. Куда шекспировскому дарованию до глухого сапожника, никак в нашем мире не проявившегося!
Эта отмеченность известна наблюдательным людям под словом «судьба». «Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нарочно нанял», – сказала Анна Ахматова о преследованиях Иосифа Бродского. Арест, заключение, две психушки, процесс и ссылка проложили Бродскому тропу к мировой славе и к Нобелевской премии. Не было на Руси великих поэтов без трагичной судьбы. Остается загадкой, как советские власти угадали, кого преследовать, кто является «нобелевским материалом»? Или у них был особый нюх на таланты?
Похожа доля народов. Иные проходят свою историю бесконфликтно и благополучно исчезают. Еженедельно на земном шаре умирают один-два языка – кончаются их носители. Другие народы проживают бурную жизнь, а лишь потом незаметно угасают. Ассирийцы в XXIV веке до н. э. создали первую в истории империю. В VIII веке до н. э. они захватили царство Израиль и отправили в изгнание 10 колен израилевых. Судьба этих колен поныне неизвестна. Но в начале VII века до н. э. Ассирию завоевали вавилоняне. С тех пор в мировых событиях ассирийцы не замечены. Они тихо угасали. В начале XX века по разным странам мира было рассеяно около миллиона ассирийцев. Сейчас осталась, наверное, четверть того.
Не такая судьба у ровесников ассирийцев – евреев. Нас отличает от безжалостных завоевателей ассирийцев, а также от всех прочих народов, в разные века наших современников, вечная судьба избранного народа, назначенная нам Творцом. Причем эта судьба, похоже, остается с нами независимо от нашего поведения.
Евреи как народ возникли в годы египетского рабства, в которое попали из-за низкого поступка: 10 сыновей патриарха Якова продали в рабство своего брата Иосифа. В рабстве история евреев могла и закончиться. Но не судьба.
Появился Моисей с миссией от Всевышнего: вывести евреев из Египта. Такое предприятие – вырваться из рабства – захватило небольшую часть народа. Рабство стало привычным. 80% евреев, как сообщает предание, решили не уходить и сгинули во Тьме египетской. Этот сюжет – разделение народа в судьбоносный момент – преследует нас всю нашу историю.
Оказавшись в пустыне, евреи, те 20%, что решились покинуть Египет, получили повеление отправиться на завоевание Земли Израиля. 10 из 12 разведчиков, все – главы колен народа, осмотрев Страну обетованную, отговорили евреев от этого предприятия. «Это земля, поедающая живущих на ней (Бемидбар 13:32)», – сообщили они. Народ поверил клевете и был за это жестоко наказан. «В пустыне этой падут трупы ваши (кроме двоих разведчиков-оптимистов)». Казалось, история молодого народа закончилась. Но Всевышний продолжил: «Дети же ваши… их введу Я» (14:29–32).
Быть избранным народом не сулит легкой жизни. Скорее наоборот. Смерть поколения исхода в пустыне была лишь началом наказания за нашу минутную слабость.
Царь Давид поведал в псалме 106: «И пренебрегли они вожделенной землей, не поверили Его слову… Тогда поклялся Он… что повергнет их в пустыне. А их потомство повергнет среди народов и рассеет их по странам» (4–27). Значит, двухтысячелетнее рассеяние, заканчивающееся на наших глазах, также стало следствием той давней ошибки.
К началу нашей эры евреи стали многочисленным и крайне воинственным народом. Гражданской войной в осажденном Иерусалиме в 68–70 годах н. э. они обрекли на разрушение Храм, Иерусалим и Иудею. Казалось, что евреям уготована участь ассирийцев.
Однако судьба евреев иная. Мы не исчезли и к началу ХХ века вновь размножились. Пришла пора возвращаться в Землю Израиля. Мир, Декларацией Бальфура от 2 ноября 1917 года, включенной Лигой Наций 24 июля 1922 года в текст мандата Великобритании на управление Палестиной, признал это.
И тут повторилась ситуация пустыни. Духовные пастыри европейских евреев, как некогда 10 разведчиков – глав колен израилевых, призвали свои паствы оставаться в Европе. В ту пору среди ведущих раввинов только рав Кук, главный раввин подмандатной Палестины, занимал сионистскую позицию.
Более 90% европейских евреев остались в Старом свете, более высокий процент, чем в пору нашего выхода из Египта, и сгинули в Холокосте. Из каждого крупного катаклизма выходит лишь малая часть избранного народа. Похоже, евреи постоянно подвергаются искусственному отбору.
С начала 70-х годов ХХ века случился большой исход советских евреев. В России мы провели примерно те же 210 лет – со времени трех разделов Польши в конце XVIII века, как наши предки в Египте. Около половины отправились прямиком в Израиль, остальные предпочли «пустыню» Америки или Германии.
Сегодня в мире остались две большие еврейские общины – в Израиле и в Америке. И происходящее с американскими евреями все больше напоминает трагедию евреев Исхода, сгинувших в пустыне.
14 мая с. г. в Лос-Анджелесе состоялся праздник выпуска колледжа Hebrew Union, готовящего реформистских раввинов. Торжественную речь пригласили прочесть писателя Майкла Шабона, которому присваивали там почетную степень. Это было примерно, как если бы в начале 30-х годов прошлого века лекцию раввинам Германии прочел доктор Йозеф Геббельс. Ведь доктор тоже не был абсолютно чужд еврейству: его знаменитая жена Магда имела еврея-отчима, еврея-любовника, ее внучка после войны примет иудаизм, а правнук Хаим станет кадровым военным в Израиле.
Шабон в своей речи ратовал за исчезновение евреев. Если еврей женится на еврейке, предупреждал он, пара создаст «гетто для двоих». Такой брак «заключает в круг супружескую пару, отгораживает ее и их будущих детей воображаемой стеной традиции, обычаев, общей истории и общим наследием хромосом и культуры». Напротив, смешанный брак – это «источник всего человеческого величия».
Шабон высказал пожелание, чтобы иудаизм исчез: «В день, когда умрет последняя еврейская пара, убедившись, что их дети женились на индусах, лютеранах, атеистах, суннитах (за что-то Шабон обошел шиитов), буддистах, вина за это исчезновение ляжет непосредственно на иудаизм… Любая религия, опирающаяся, чтобы выжить, на обязательность эндогамии, на мой взгляд, не имеет аргументов в пользу своей ценности в повседневной жизни людей».
Естественно, вспоминаются слова из читаемой в пасхальный Седер Агады о тесте патриарха Якова арамейце Лаване, желавшем ассимиляции семье зятя: «Фараон повелел истребить только мужчин, а Лаван стремился искоренить всех, ибо сказано: «Арамеянин – губитель отца моего».
Впрочем, Шабон сам упоминал о пасхальном Седере, утверждая, что вся история о египетском рабстве евреев – выдумка. А злом в сегодняшнем мире – современным фараоном – является, по его мнению, Израиль.
Симптоматична не столько сама речь знаменитого писателя, сколько высокая оценка ее президентом Hebrew Union колледжа рабби Дэвидом Элленсоном и деканом его лос-анджелесского кампуса Джошуя Холо. Из-за этой оценки Каролайн Глик утверждает в эссе для JP: «Послание Шабона является позицией реформистского движения».
Атаку на образовательную систему консервативного иудаизма провела антиизраильская организация If Not Now – отросток еврейской антиизраильской J Street. If Not Now образовалась во время операции израильской армии «Защитная стена» в 2014 году. Члены ее организовывали тогда бурные протесты у офисов крупных еврейских организаций в Нью-Йорке и Бостоне, требуя прекратить поддержку Израиля и поддержать террористов ХАМАСа. Члены If Not Now читали поминальную молитву кадиш по террористам ХАМАСа.
Перед началом нынешнего летнего сезона 15 выпускников престижных детских лагерей консервативного иудаизма Ramah, ставших членами If Not Now, организовали семинары для индоктринации воспитателей Ramah. Некоторые члены If Not Now стремились наняться в эти лагеря воспитателями. Диверсия была остановлена руководством Ramah.
После того как антисионистские взгляды распространились в реформистском и консервативном иудаизме, естественно призвать евреев возвращаться в ортодоксальный иудаизм. Но и с ним не все ладно. 3 июня с. г. около 16 тысяч членов хасидской секты сатмаров собрались в Нассау-Колизеуме на Лонг-Айленде. Сын основателя секты, нынешний лидер американских сатмаров рабби Аарон Тейтельбаум упрекнул свою паству «во все большем восхищении ею военными и политическими достижениями Израиля» и поучал ее: «Мы не принимаем сионизм. Мы не участвуем в их войнах. Мы не принимаем никакого участия в Государстве Израиль. Мы будем вести войну Бога против сионизма во всех его аспектах». Надеюсь, что необходимость созыва такого собрания свидетельствует о зарождении коррупции в антисионистском мировосприятии сатмаров.
Уильям Галдстон в статье для WSJ от 12 июня делает неутешительный вывод: «Израильские евреи превратились в красное государство, в то время как американские евреи являются синим государством». На американском политическом сленге «красное» означает республиканское, а «голубое» – демократическое.
В нынешних буднях США Демократическая партия, которую поддерживает подавляющее большинство американских евреев, стала антисионистской, если не антисемитской. О политическом расколе между израильскими и американскими евреями свидетельствуют результаты опроса, проведенного недавно Американским еврейским комитетом.
77% израильских евреев одобряют подход президента Трампа к отношениям между США и Израилем – по сравнению с 34% американских евреев. 85% израильских евреев и только 46% американских приветствуют решение Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и переместить туда посольство. 59% американских евреев поддержали бы демонтаж по крайней мере некоторых поселений в Иудее и Самарии в рамках окончательного урегулирования с палестинцами; только 39% израильских евреев сделали бы это. 80% американских евреев, но только 49% израильских позволили бы консервативным и реформистским раввинам проводить в Израиле свадьбы, разводы, а также переходы в иудаизм. И 73% американских евреев, но только 42% израильских поддерживают разрешение мужчинам и женщинам молиться вместе у Стены Плача.
53% американских евреев считают, что их мнение должно учитываться при принятии решений по вопросам безопасности Израиля, а 68% израильтян с этим не согласны. Наблюдая такие магистральные расхождения в отношении столь ключевых вопросов, поневоле радуешься, что эти общины разделяет океан.
Будущее еврейского народа, очевидно, принадлежит Израилю, и только ему. Что произойдет с американскими евреями, которых сегодня, в зависимости от метода подсчета, от 5,5 до 8 млн человек? Львиная доля их – нерелигиозные и реформисты – растают в американском обществе. В 2013 году 71% браков, заключенных евреями, были смешанными. Понятно, это были не браки ортодоксов. Лишь 33% детей в смешанных браках воспитываются евреями, хотя почему-то в либеральном Бостоне эта цифра вырастает до 60%. Но такие дети, когда приходит время, уже в 90% случаев вступают в брак с неевреями.
Модерн ортодоксы, к общине которых я давно принадлежу, ориентированы на Израиль. Большое количество семей – разделенные. Часть детей еще в Америке, другие уже в Израиле. По такому пути предстоит пойти и прочим ортодоксам, ведь Земля Израиля – в центре их веры. «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего…» – повторяют они вслед за царем Давидом строки из его 137 псалма.
Членам консервативного движения, недавно еще самого многочисленного в Америке, а сейчас тающего, предстоит или прибиться к ортодоксам, или исчезнуть вместе с реформистами.
С момента нашего возникновения мы постоянно оказывались на развилке: сохраняться или уходить в небытие. Сейчас на этой развилке оказались американские евреи. К сожалению, решающие уйти, как не раз случалось в нашей истории, уходят не в никуда, а, как правило, в антиеврейские движения. Так, сейчас антиизраильских политиков в американском конгрессе возглавляет едва не ставший президентом США сенатор Берни Сандерс.Источник: Кстати