| Моше Аренс
Моше Аренс

Закон о нацхарактере — назад, в прошлое

Когда некоторые из нас уже надеялись, что национальный закон растворится и исчезнет где-то в недрах Кнессете, он внезапно проявил себя с новой силой, и будет вынесен на голосование во втором и третьем чтении буквально сегодня. Те, кто надеялся, что бесконечные дискуссии по закону в специальном комитете дали понять всем заинтересованным, что этот закон не нужен и даже принесет вред израильскому обществу, были разочарованы. Только очень узкое понимание  сущности государства Израиль может заставить человека поддержать этот закон.

Нет необходимости разъяснять законодательно, что Израиль является еврейским государством. Это уже считается само собой разумеющимся. Флаг и гимн свидетельствуют об этом, и не менее того — иврит, который является каждодневным языком общения большинства израильтян; а все те, кто пытался уничтожить еврейское государство, были нами побеждены. Зачем же несмотря на то, что Израиль давно и хорошо зарекомендовал себя в качестве еврейского государства, нужен закон, повторяющий всем известные истины?

На самом деле все наоборот: есть как минимум одна серьезная причина не принимать такой закон. Более 20% израильских граждан являются арабами. Они не собираются уходить отсюда, и Израиль не хочет, чтобы они уходили. Напротив, одним из самых больших достижений Израиля является то, что наша демократическая система обеспечивает равенство арабским гражданам.

Конечно, многое требует улучшения, и не во всем существует полное равенство арабских граждан. Однако, учитывая тот факт, что отношения между еврейскими и арабскими гражданами страны начались с кровавой борьбы 70 лет назад, Израиль прошел долгий путь: мы научились уживаться и преодолели множество препятствий по дороге к сосуществованию. Многие достижения приписываются Израилю, но это, на мой взгляд, в перспективе — одно из самых заметных, и законодателям необходимо быть особенно осторожными, прежде чем предпринимать шаги, которые могут навредить существующему балансу. К сожалению, закон о национальном характере — именно такой шаг.

Из миллионов арабов, живущих на Ближнем Востоке, арабские граждане Израиля — единственные, кто живет в условиях свободной и прогрессивной экономики, предоставляющей им неограниченные академические, экономические и социальные возможности. Это утверждение относится не только к  арабских странам, но и к арабскому населению, проживающему на территории Палестинской автономии, и тем более к несчастным палестинцам, живущим под управлением ХАМАС.

Тот факт, что многие арабские граждане предпочитают определять себя как палестинцев, а не как израильских арабов, чтобы подчеркнуть свою солидарность с палестинской борьбой за независимое государство, свидетельствует прежде всего об их самоидентификации, об их талантах и ​​устремлениях, но никоим образом не делает их «врагами», наоборот — мы, израильтяне, можем гордиться этим фактом.

Многие из арабских и еврейских граждан Израиля видят, что излишнее подчеркивание «еврейского» характера государства, как это выражено в новом законе, а также унизительное понижение в статусе арабского языка, остановят или даже сотрут с лица земли прогресс, достигнутый на протяжении многих лет. Никакая юридическая софистика не изменит этого факта.

Израильским политикам лучше было бы использовать свою кипучую энергию для исправление фундаментального недостатка в израильской образовательной системе, которая не смогла дать еврейским ученикам возможность свободно говорить по-арабски, чтобы превратить арабский язык в то, о чем мечтали отцы-основатели государства: второй официальный язык государства, наряду с ивритом.

В конечном итоге, Закон о национальном характере играет на руку самым радикально настроенным арабским политикам в Израиле, делая все возможное, чтобы помешать успешной интеграции арабских граждан в израильское общество и экономику.

Похожие статьи