| Михаил Магид
Михаил Магид

Зачем американцам «Железный купол»?

Министерство обороны США официально сообщило израильским оборонным структурам о намерении приобрести несколько комплексов ПРО «Железный купол». Зачем он понадобился американцам?

Система «Железный купол» создавалась Израилем для борьбы с ракетными обстрелами из Сектора Газа и с территории Ливана и является важнейшим элементом противостояния с Ираном и проиранскими силами (только шиитская организация «Хезболла» в Ливане располагает 130 тыс. ракет, нацеленных на Израиль). Эта система уже неплохо зарекомендовала себя в боевых условиях.

Нужно понимать, что Израиль старается извлекать выгоды из своего положения. Страна практически постоянно с кем-нибудь воюет. Такое положение весьма небезопасно. Но ни для кого не секрет, что война — это, прежде всего, хороший бизнес. Вы можете сделать оружие, которое отлично показало себя на полигоне, а вот опробовать его в реальных условиях боя — совсем другое дело.

Израиль в настоящее время является одной из ведущих стран мира в том, что касается экспорта оружия. Мировой рынок оружия — один из самых динамичных рынков на планете. Но темпы роста израильского экспорта оружия выше, чем темпы роста этого рынка. Рост экспорта оружия — важная стратегическая задача израильской экономики. Израиль заинтересован в том, чтобы усиливать свое военное, экономическое и научно-техническое могущество, занимая все более прочные позиции на рынке оружия. Фактически, страна пытается превратить свои проблемы (постоянные военные конфликты) в стратегическое преимущество.

США могут в будущем разместить эти системы где угодно. Проблема американской армии в том, что ее оружие и системы управления качественно превосходят все армии мира. По этой причине американские военные очень своеобразно смотрят на союзников: им иногда проще все сделать самим, чем интегрировать свои вооруженные силы с неамериканскими соединениями и системами оружия. Но если США интегрируют это оружие в свою собственную армию, это будет означать, что они станут его применять широко.

Но есть и другие важные обстоятельства.

Президент Дональд Трамп — большой друг и поклонник Израиля, но он тесно связан с американскими оружейными компаниями и лоббирует их интересы. Трамп уже снял некоторые ограничения на экспорт различных видов оружия. Например, поставки управляемых противотанковых ракет «Джавелин» на Украину. Но, главное: США намерены разрешить своим компаниям экспорт боевых дронов. Это решение, как и некоторые другие, наносит определенный ущерб Израилю, так как речь идет о сегментах мирового рынка, где израильтяне закрепились (прежде всего, экспорт беспилотников). Поэтому в интересах Израиля интегрировать свое военное производство с американским.

И вот тут связи Трампа с ВПК как раз на руку Израилю. Президент Трамп намерен серьезно модернизировать американскую армию на основе новейших технологий. Это означает огромные государственные инвестиции в оборонную промышленность. Если Израиль сумеет в нынешних условиях закрепиться на американском оружейном рынке, это может дать израильским компаниям большие преимущества. Они так же смогут стать бенефициарами политики Трампа в области вооружений.

Говоря о том, какие еще выгоды Израилю, кроме роста доходов, могут принести подобные сделки, замечу, что экспорт оружия — не только экономика, но и политика. В мире, который становится все более динамичным и непредсказуемым, Израиль стремится к максимально тесной интеграции передовых отраслей своей экономики с экономикой США. Это относится и к ВПК, и к индустрии хайтека. Но особенно важна интеграция американского и израильского ВПК. Такой экономический и военный симбиоз может стать в будущем особенно важным для обеспечения американской военно-политической поддержки Израиля.

Похожие статьи