Недавно в Израиле завершились трехсторонние переговоры по Сирии с участием секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона и главы Совета национальной безопасности Израиля Меира Бен-Шаббата. После этой встречи произошла очередная эскалация в Сирии. Израильские военные нанесли ракетный удар по Сирии в ответ на обстрел с сирийской территории. В заявлении Армии обороны Израиля говорится, что со стороны Дамаска были выпущены две ракеты, одна из которых разорвалась на территории Израиля. После этого израильские силы ПВО обстреляли сирийские военные объекты и разведывательные посты на Голанских высотах. Интересно, есть ли какая-та связь между трехсторонней встречей в Израиле и эскалацией конфликта в Сирии? И чем все это закончится?
Как заявил в эксклюзивном интервью СТМЭГИ профессор Ариэльского университета Зеэв Ханин, на трехсторонней встрече в Израиле были достигнуты некие договоренности, обсуждалось несколько важных вопросов: Иран и кризис в Сирии.
«Это первое, что мы знаем. Второе, что мы знаем: израильские атаки на иранские военные объекты и объекты «Хезболлы» в Сирии или те атаки, которые приписываются ЦАХАЛу, начались не сегодня. То есть их было реализовано много и много десятков. Так что мы не можем судить, являются ли ракетные обстрелы результатом договоренности, достигнутой между Болтоном, Патрушевым и Бен-Шаббатом.
Третий момент: мы знаем, что между Израилем, США и Россией есть некий уровень понимания: я имею в виду, что Израиль не готов допустить формирования иранского антиизраильского фронта на территории Сирии. Поэтому, вне зависимости от того, как на это реагируют иранцы, сирийцы, россияне или американцы, это то, что более или менее делается.
Четвертое, что мы знаем: есть некоторый набор понимания, который исходит из того, что до тех пор, пока это не касается интересов каждой из сторон, в данном случае России, США и Израиля, действия Иерусалима не вызывают негативной реакции со стороны США и России. Если все это вместе сложить, атака израильских ВВС никак не затронула интересы России, и поскольку это находится в рамках прежних взаимопониманий, то никаких реакций мы в общем видеть не должны. Было ли это санкционировано Патрушевым? Думаю, что нет. Было бы большим преувеличением, если кто-то придерживался бы такого мнения», — заявил израильский эксперт.
З. Ханин отметил, что существует некая программа сдерживания Ирана. «Россия не в восторге от того, что Иран превращает Сирию в своего сателлита, что интересы Кремля отодвинуты в сторону. Хотя именно они взяли на себя очень большую ответственность в деле сохранения режима Асада. Израиль пошел на требования Москвы и не выступает за ликвидацию режима Асада. И готов смириться с сохранением его режима, если к северо-востоку от израильской границы будет создана демилитаризованная зона.
Если помните, около года назад, в сентябре, произошел инцидент с российским самолетом ИЛ. И тогда возникли вопросы о том, не готовы ли россияне переиграть, изменить правила игры. Если есть какое-то решение по результату договоренности в Иерусалиме между США, Россией и Израилем, то это то, что все возвращается к прежним пониманиям. И думаю, что так оно и есть. Но то, что там Болтон и Патрушев сообщили своему израильскому коллеге (а перед этим и Нетаньяху): что мы поддерживаем израильские атаки или, по крайней мере, не возражаем против них, то я думаю, что это некоторое преувеличение. Я думаю, что каждый ведет свою линию, и они вернулись к прежним пониманиям», — считает наш собеседник.
З. Ханин отметил, что в настоящий момент ни у Сирии, ни у Ирана, ни у «Хезболлы» нет ресурсов для того, чтобы развязать полномасштабный конфликт с Израилем: «Они понимают, что следующая война, если она будет спровоцирована, станет концом режима Асада и даже не просто «Хезболлы», а Ливана в целом»,— резюмировал эксперт.