| Михаил Магид
Михаил Магид

Израилю грозят новые выборы?

После того как Биньямин Нетаньяху не смог сформировать правящую коалицию, президент Израиля Реувен Ривлин поручил сделать это лидеру центристского блока Кахоль-Лаван Бени Ганцу. У бывшего начальника генштаба израильской армии есть для этого 28 дней. В случае, если и его постигнет неудача, в Израиле вновь будут назначены парламентские выборы.

Проблема Ганца заключается в том, что у него еще меньше, чем у Нетаньяху, шансов сформировать правящую коалицию. Последний возглавляет сильный блок из националистов (его собственный «Ликуд» и крайне правая, Ямина) и ультрарелигиозных партий (сторонников превращения Израиля в государство Галахи, т.е. в некое подобие Ирана, но на основе иудаизма). Этот блок имеет в кнессете 55 мест из 120. Это меньше половины и недостаточно для того, чтобы сформировать правительство большинства, однако у Ганца и сине-белых нет и этого.

Попытки Ганца оторвать от «Ликуда» крайне правых и религиозных пока ни к чему не привели. Биби много работал над сплочением этого блока и пока не видно признаков, что Ганцу удается его расколоть. А без этих партий неясно, как Ганц сможет сформировать коалицию большинства.

У Ганца, теоретически, есть другие варианты. Во-первых, он мог бы сформировать правительство национального единства из сине-белых (33 места), крупнейшей оппозиционной партии, и «Ликуда» (31 место). Но Ганц неоднократно указывал на то, что он не будет сидеть в одном правительстве с Нетаньяху, так как против последнего израильская прокуратура ведет уголовное расследование по трем эпизодам, связанным с коррупцией и мошенничеством. Ганц готов создать правительство вместе с «Ликудом», только если Биби уйдет. Или если прокуратора откажется выдвигать против Биби обвинения. Но, согласно утечкам информации, прокуратура намерена, наоборот, предъявить Нетаньяху обвинения. Что до управления «Ликудом», то его шеф уходить с поста руководителя партии не собирается.

Во-вторых, идут разговоры о том, что Ганц сформирует правительство меньшинства из 44 мест с лейбористским блоком Авода-Гешер и Демократическим союзом вместе с Объединенным арабским списком и поддержкой извне со стороны НДИ Авигдора Либермана. Это позволило бы Ганцу получить 65 мест. Но такой вариант маловероятен. Сомнительно, что Либерман будет сотрудничать с арабским блоком или даже с Демократическим союзом, в котором доминирует МЕРЕЦ (леволиберальная партия, поддерживающая права гомосексуалов и выступающая за уход Израиля с оккупированных территорий и за создание там палестинского государства). Не факт, что и арабские партии пойдут на сотрудничество с сионистскими, включая сине-белых и НДИ. И главное, Ганц не выглядит пока решительным человеком, который способен на такие пируэты, как союз с антисионистскими арабскими партиями.

Так что вероятность провала Ганца и назначения новых выборов остается высокой. И этот вариант в какой-то мере выгоден Нетаньяху. Пока продолжается возня, он остается главой правительства, т.е. первым лицом в государстве и самым влиятельным человеком в стране. И хотя это не является основанием для прекращения уголовного преследования, очевидно, что посадить в тюрьму действующего премьера намного сложнее, чем бывшего...

Политический кризис в Израиле вызван двумя факторами. Первый связан с фундаментальным противоречием израильского общества. Оно расколото на враждебно настроенные друг к другу этноконфессиональные общины: стремительно растущий ультраортодоксальный сектор, который, благодаря беспрецедентно высокой рождаемости, дает все больше голосов харедимным партиям, поселенческий крайне правый сионистский сектор (также растущий благодаря демографии и в значительной мере религиозный), абсолютно непримиримый к арабам, русскоязычная община — националистически настроенная в отношении арабов, но светская и отрицающая роль религии в обществе, леволиберальная интеллигенция Тель-Авива, выступающая за уход с палестинских территорий и проводящая гей-парад, наконец, большая арабская община... Израильское общество слишком сильно фрагментировано, включая и правый лагерь, отношения между общинами слишком плохие. Поэтому политические партии, претендующие на то, что они представляют их интересы, не могут договориться о создании коалиционного правительства. 

Другой фактор, вызвавший кризис, связан с фигурой Нетаньяху. Волевой, практичный и умный политик, твердой рукой управляющий «Ликудом», он обеспечил условия для 10-летнего роста израильской экономики за счет передовых отраслей, таких как хайтек и военная промышленность. И он же привел страну к росту социального неравенства, к кризису медицины, росту цен на жилье, падению качества образования — все из-за низких социальных расходов правительства. Его любят одни и ненавидят другие. Против него ведется уголовное расследование по обвинениям в мошенничестве и коррупции. Есть влиятельные политики, прочно привязанные к нему, есть и те, кто отказывается сидеть с ним за одним столом, опасаясь испортить себе репутацию. Ганц отказывается договариваться с ним об общем правительстве. Сам же Нетаньяху заинтересован в том, чтобы править пожизненно, потому что политическое падение может привести его в тюрьму. Лучше умереть царем Израиля, чем зэком.

Похожие статьи