Россия отказалась от поставок некоторых видов оружия в Иран. Это было сделано по просьбе властей Израиля, сообщил советник премьер-министра страны Ариэль Бульштейн.
«Россия учитывала израильские просьбы и не выполняла поставки, например, определенных видов вооружения в страны, враждебные Израилю. Например, Ирану, который постоянно декларирует на самом высоком уровне, что его цель — стереть Израиль с лица земли», — рассказал «Известиям» Бульштейн. Прокомментировать этот и другие вопросы STMEGİ.com попросили доцента РЭУ имени Г.В. Плеханова Александра Перенджиева.
По его словам, данный факт, прежде всего, связан с переговорами официальной Москвы с официальным Иерусалимом по Сирии.
«То есть, между Россией и Израилем была заключена сделка, по условиям которой Иерусалим отказывается от нанесения ударов по территории САР, а Москва — от поставок некоторых видов оружия Ирану. Россия и ранее, в ходе договоренностей со своими западными партнерами, отказывалась от поставок отдельных видов вооружений официальному Тегерану.
Так, например, в октябре 2009 года официальная Москва заморозила сделку с ИРИ по поставке зенитно-ракетных комплексов С-300. И это было сделано, несмотря на то что Иран внес аванс за данный вид вооружений. Тогда Россия также пошла навстречу просьбам Израиля, который напирал на то, что поставки С-300 официальному Тегерану подорвут баланс в Ближневосточном макрорегионе и будут иметь негативные последствия для всего мира. Затем Россия, чтобы не причинить ущерб своим оборонным предприятиям от сорванной с ИРИ сделки, продала Азербайджану два дивизиона С-300 ПМУ-2 «Фаворит», которые ранее предназначались как раз Ирану.
Необходимо отметить, что в последнее время действительно перестала поступать информация о воздушно-ракетных и воздушно-бомбовых ударах по Сирии со стороны Израиля», — отметил А. Перенджиев.
Военный эксперт сказал, что официальная Москва придает большое значение своим отношениям с Израилем.
«Несмотря на определенные противоречия в отношениях между двумя странами, для Москвы официальный Иерусалим ценен не только как торговый партнер. Но и прежде всего, как политический союзник в противодействии героизации фашизма, которая стало активно проявлять себя в последние годы на постсоветском пространстве, да и нередко в самой России тоже.
Кроме этого, необходимо признать, что российское еврейское сообщество играет весьма влиятельную роль во многих сферах общественной жизни — политической, экономической, культурной, информационной и многих других. Поэтому для России хорошие отношения с Израилем — это и необходимое условие обеспечения стабильности на собственной территории», — подчеркнул А. Перенджиев.
По его словам, в Сирии действует весьма крупная проиранская шиитская группировка, которая также выступает в качестве весьма серьезной политической и военной силы.
«С этой группировкой стараются не связываться практически все действующие на территории политические акторы: ни официальный Дамаск, ни Россия, ни США, ни курды. Даже ИГИЛ не проявляет особой активности в отношении проиранских вооруженных подразделений и контролируемой ими территории. Однако шиитские вооруженные формирования, по сути, также поддерживают раскол САР и не способствуют ее объединению. Поэтому официальные Дамаск и Москва полагают, что пока «не до них». Есть более приоритетные направления: провинции Идлиб, Дейр-эз-Зор, Даръа и другие, где приходится противостоять ИГИЛу, другим вооруженным группировкам, курдам, да и западной коалиции во главе с США тоже.
Члены проиранских группировок получают от Ирана не только зарплату, но «боевые» выплаты, как раз связанные с отражением израильских атак. Поэтому Иерусалим воздерживается от ударов по шиитским подразделениям — нет у членов этих вооруженных формирований дополнительных крупных выплат. Дело в том, что война в Сирии во многом имеет коммерческий характер, поэтому там в большей степени обижаются не на то, что в тебя стреляют или даже бомбят. А на то, что тебе не платят или платят не в полной мере за перенесенные тяготы и лишения в ходе боевой деятельности», — резюмировал А. Перенджиев.