Сегодня в Москве открывается новый совместный проект фонда СТМЭГИ и Объединения горских евреев (ОГЕ) «Клуб знатоков и любителей истории и культуры горских евреев». Клуб объединит ведущих российских и зарубежных специалистов по горско-еврейской истории, этнографии, эпиграфике, демографии, языкознанию, социологии и культуре и позволит всем интересующимся традициями и культурой горско-еврейского этноса вести прямой диалог с учеными, посвятившими свою деятельность этой тематике.
Хочется поделиться с читателями своим мнением по этой теме. Частично некоторые вопросы уже освещались ранее.
Национальная идея джуьгьуров выражена в девизе фонда СТМЭГИ – «В единстве – наша сила!». Изменившиеся условия существования нашей народности определяют главную насущную задачу – сохранение культурного единства этноса, разделившегося на группы. Национальные СМИ постоянно информируют читателя о новостях в национальной жизни этноса. Главная актуальная задача этноса и необходимые меры по её решению вытекают из анализа этих новостей и изложены в статьях на сайте СТМЭГИ. Одной из этих мер является обеспечение государственной поддержки этноса в странах и регионах проживания джуьгьуров.
Конституционный статус джуьгьуров, как коренного народа, подтвержден лишь в Дагестане. Российская Федерация оказывает поддержку инициативам фонда СТМЭГИ в сохранении культурного единства этноса. Об этом говорят факты: в 2018 году библиотеке фонда выделен грант Президента РФ, по Указу Президента РФ был проведен ряд мероприятий к 2000-летию г. Дербента – одного из главных культурно-исторических центров народности, в 2019 году президент РФ наградил главу фонда СТМЭГИ Г.Р. Захарьяева орденом «Дружбы».
Джуьгьуры представлены во многих властных, научных, общественных структурах РФ и других стран. Есть много и других позитивных моментов, заслуживающих внимания. Но положительный опыт РФ, и республики Дагестан в частности, используется не во всех странах проживания групп нашего этноса.
Одной из территорий, на которых исторически сформировался этнос и проживает его значительная часть, является Азербайджан. В Азербайджане находятся многие центры средоточья национальной памяти джуьгьуров, находятся могилы наших предков; очаги национального образования, письменности и литературы, культуры и традиций, появились предпосылки для развития системного национального образования и письменности. К положительному опыту господдержки джуьгьуров в Азербайджане относится тот факт, что власти сохранили статус посёлка Красная Слобода в городе Куба, а также сохранили должности и штат руководителя поселкового совета и представителя местной власти в посёлке Красная Слобода.
Джуьгьуры Азербайджана являются двуязычными, во всех сферах жизни пользуются азербайджанским языком, который, будучи государственным, постепенно вытесняет этнические языки даже из сферы бытового общения. Часть джуьгьуров изменила свою национальность на азербайджанскую, сохраняя при этом своё иудейское вероисповедание. Те из них, которые позднее решили переселились в Израиль, возвращали себе свою прежнюю национальность по метрикам, не обрывая при этом связей со своей родиной.
В последние десятилетия справедливо и много говорится и пишется о толерантном отношении руководства Азербайджана к джуьгьурам. Нам жизненно необходимо использовать эти благоприятные условия, чтобы этнос джуьгьуров законодательно был признан в стране коренным народом.
Аналогичная ситуация наблюдается в Израиле, куда джуьгьуры начали переселяться еще с ХIХ века. В момент образования государства Израиль там, по минимальной примерной оценке, проживало несколько тысяч джуьгьуров. Они с первых дней существования этого государства активно участвовали в его строительстве, развитии и обороне. Позже к ним присоединились еще тысячи соплеменников. Численность джуьгьуров, живущих сейчас в Израиле, сравнима только с числом джуьгьуров, живущих в России. Их статус нельзя приравнивать к статусу других еврейских этносов, представители которых переехали в уже развитую страну лишь в последние десятилетия, да и то из сугубо экономических соображений. Оппоненты такого мнения необоснованно прикрываются ошибочным доводом, что государственная поддержка джуьгьуров в Израиле, якобы, может встретить неприятие. По их мнению, в Израиле главной целью государства является уподобление всех этносов какому-то среднему образцу. Хотя эта точка зрения ошибочна – цветущий сад лучше частокола из одинаковых столбов.
В США, Канаде, Германии, Австрии и др. (в отличие от Азербайджана и Израиля) по другой причине не склонны поддерживать попытки этноса сохранить своё самосознание и культурное единство. Там считают, что джуьгьуры, переселившиеся из СССР, России и Азербайджана, не имеют оснований претендовать на статус коренных народов этих стран. Даже в США, где община составляет более 10 тыс. человек, самостоятельно издаёт газету «Новый Рубеж», пытается создать классы по изучению языка, этнической истории, традиций, ремёсел и др., где в Институте Гарримана при Колумбийском университете в 2014 году проводилась конференция по языку джуьгьури, на которой американские специалистами делились неутешительными прогнозами о судьбе этноса, о социально-демографических и социолингвистических процессах в среде этнических групп джуьгьуров в разных странах. Такая позиция не вызывает сомнений в её обоснованности, но не исключает и того, что джуьгьуры могут стремиться к признанию их права на государственную поддержку наравне с другими пришлыми этносами этих стран и организационно-территориальных субъектов в границах этих государств и некоторых регионов России. Занимаются ли этим вопросом общины этноса, живущие там?
Вопрос о необходимости господдержки джуьгьуров и в этих странах является риторическим. Нежелание многих открыто выразить своё мнение по этому вопросу наводит на грустные мысли. Возможно это следствие незаинтересованности в судьбе этноса, безразличия к ней. Или мы видим пещерную боязнь касаться важных вопросов? А может быть дело в неумении некоторых людей обобщить известные им факты, сформировать и выразить свою позицию? Бездоказательность, необоснованность мнения некоторых представителей народа частично объясняется их новой гражданственностью, непониманием того, что этнический патриотизм не противоречит проявлению их гражданскому патриотизму и социализации в новой стране проживания.
Нам предстоит использовать все возможности в странах проживания джуьгьуров для привлечения государственных средств на поддержку нашего этноса. Какой авторитетный национальный центр способен возглавить решение этого вопроса, привлечь к работе людей, известных не только в народе, но и в этих государствах, имеющих опыт работы работ в госорганах этих стран? Эти люди должны иметь соответствующие полномочия от руководителя центра, а также коллектив помощников – добровольцев (волонтёров).
Мы сознаём, что всё это – только маленький шажок в направлении сохранения жизнеспособности этноса в новых условиях теперешних его существования. Ведь с повышением уровня государственной поддержки чётко обозначились бы и расширились горизонты предстоящей нам работы.
А предстоит решить такие задачи, как:
- создание письменности на новой основе и использование ей в массовой коммуникации и литературе;
- развитие системы национального образования;
- разработка и издание орфоэпии, орфографии, грамматики и учебно-методических пособий;
- развитие лексикографии (создание словарей, разговорников и др.);
- максимальное документирование языка, включая научное описание всех его особенностей и закономерностей и сопутствующих лингвистических средств;
- издание учебной литературы – самоучителей по всем сферам (областям) национальной жизни народности, что позволит учащимся не тратить время на поиск нужных материалов для самостоятельного изучения истории по любой из этих сфер (сторон) и компенсировать отсутствие преподавателей;
- создание автоматического переводчика с русского языка и других основных мировых языков на джуьгьури. Такой переводчик уже сейчас мог бы поддержать контакты между разноязычными группами джуьгьуров из разных стран;
- составление полных библиографических указателей литературы о джуьгьурах расширил бы перечень не только существующих исходных материалов для факультативного изучения предмета, но и архива национальной библиотеки, её тематических разделов.
При наличии перечисленного любой желающий, в любое время и в любом месте сможет изучить язык и овладеть полным объемом знаний о джуьгьурах (национальной грамотой).
Нам предстоит огромная работа. Для экономного расходования уделяемых этому сил и средств из фонда президентских грантов, а также собственных
средств фонда СТМЭГИ и всех возможных спонсоров, фонд СТМЭГИ начал работу по созданию концепции Комплексной программы сохранения этноса
(КПСЭ) и национальной языковой политики.
По моему мнению, в Нью-Йорке, Иерусалиме, Баку, Кубе, Махачкале, Пятигорске, Дербенте, Москве, Петербурге и др. городах массового проживания джуьгьуров, пользуясь вниманием властей, надо просить о помощи в решении хорошо обоснованного вопроса о получении разрешения на проведение в стенах государственных общеобразовательных средних учебных заведений уроков национальной грамоты (в рамках программы национального образования) и в качестве дополнения (факультатива) к курсу соответствующих предметов государственной программы. Естественно, там, где есть необходимое количество желающих этого джуьгьуров.
Перевод национальных классов из синагог в обычные школы дал бы возможность учащимся вместе с аттестатом об общем среднем образовании, позволяющем продолжать учёбу в средних специальных и высших учреждениях страны, получать и документ о соответствующем национальном (а не религиозном) образовании (достур).
Такое совмещение курсов обучения не только освободит служителей религии от выполнения несвойственных им обязанностей, но и повысит качество получаемых знаний о народности. Это не мешало бы введению в курс национальной грамоты и преподаванию предмета о морально – этических основах религии.
Можно продолжить перечень достигаемых нами выгод, но это и так понятно. Тем более, что интересы джуьгьуров представлены в городах Хадера, Беэр-Шева, Сдерот, Нетания, Акко, Ор Акива, в азербайджанской Кубе, а также в Министерстве абсорбции Израиля, Госсовете Дагестана и т.д.
Т.е. там, где есть кому настаивать на помощь в решении наших этнических проблем.
Сохраняется надежда, что можно получить согласие государственных органов всех перечисленных стран на такую деловую поддержку. Нам нужны не общие слова, а конкретные меры.