Коронавирус открывает новые возможности для внешней политики Израиля

В настоящее время не видно конца кризиса, вызванного коронавирусом, и мы не можем предсказать его последствия. Несмотря на это, уже пора начать думать о возможных уроках и взглядах на внешнюю политику Израиля в будущем.

На данный момент существует две противоположные тенденции. С одной стороны, государства закрывают свои границы, так как этого требуют соображения сохранения здоровья граждан. С другой стороны, очевидно, что сотрудничество между государствами необходимо для преодоления беспрецедентного кризиса в сфере здравоохранения, экономики и дипломатии.

В последние годы мы наблюдаем рост более консервативных и популистских режимов в различных государствах, а в некоторых странах эти режимы приняли на вооружение расистскую риторику. Вспышка коронавируса может послужить аргументом в пользу их позиции, что неконтролируемые открытые границы приводят не только к неконтролируемой иммиграции, но и к эпидемиям.

Понятно, что напуганный народ может поддержать закрытие границ и изоляционистские тенденции. Вызов, с которым мы столкнемся в будущем, потребует баланса между тем, что представляется двумя полярными позициями – версией глобализации, какой мы ее знаем, и поворотом к разделению и изоляционизму.

Израиль сталкивается с более серьёзным вариантом этой проблемы, учитывая тенденции последних лет. Его внешняя политика отличалась усилением изоляционизма, акцентом на угрозах — будь то экзистенциальные или просто серьезные попытки заблокировать международные дипломатические инициативы — и глубоким ощущением, что «мир против нас» или «мир не до конца понимает угрозы, с которыми мы сталкиваемся».

Кризис коронавируса является стратегической площадкой для солидаризации, новых инициатив и сотрудничества на региональной и международной арене. Таким образом это дает возможность изменить внешнюю политику Израиля, которая должна основываться на нескольких положениях.

1. Поддержка других: Израиль достиг значительного прогресса в различных областях. Важно поделиться уникальными знаниями, которые мы накопили и развили, с соседними государствами и с теми, кто находится дальше. Нет необходимости хвастаться Израилем как «нацией стартапов». Вместо этого Израиль должен значительно расширить масштабы помощи иностранным государствам.

2. Необходимо сделать акцент не только на угрозах, но и на возможностях. Похоже, что мир усвоил «список угроз», который Израиль умело представил. Оставив их в стороне, следует выделить целый ряд возможностей, которые представляют собой совместные интересы с государствами Ближневосточного региона в последние годы. Существует множество вариантов сотрудничества между Израилем и его соседями не только на основе противодействия угрозам, но и в использовании возможностей в сферах охраны окружающей среды, водоснабжения, здравоохранения, иммиграции и энергетики. Иммиграционный кризис, например, требует совместных усилий для стабилизации ситуации, но также предоставляет возможность для совместных планов по решению понятных проблем и помогает создать благоприятный, а не угрожающий конфликтный климат.

3. Региональное сотрудничество. В последние годы у Израиля появился потенциал для регионального сотрудничества. Израиль предпринял конструктивные шаги, чтобы воспользоваться этим потенциалом, но они должны распространяться и на более широкий регион. Хотя «арабская весна» не породила столь желанную демократизацию, она создала более благоприятную основу для сотрудничества между Израилем и ключевыми арабскими государствами, а также чувство общей судьбы в отношении множества вызовов.

4. Ведение открытого диалога с палестинцами. Нынешние события подчеркнули необходимость более тесной координации и сотрудничества между Израилем и Палестинской администрацией. Очень важно воспользоваться возможностью, предоставляемой кризисом COVID-19, чтобы вернуться к формату более широкого, серьёзного и глубокого диалога между сторонами. Его начало состоит в том, чтобы противостоять продолжающемуся кризису; его последствия заключаются в изучении путей выхода из тупика в мирном процессе.

5. Добрососедские отношения с Европой. В последние годы Израиль сосредоточился на критике, высказанной Брюсселем в отношении его политики. Израильское правительство приняло конфронтационный подход к ЕС и расценило его слабости (вызванные экономическими, дипломатическими и социальными проблемами) как возможность. Израиль должен осознать, что географические, экономические и культурные реалии, связывающие его с Европой, являются преимуществом, а не бременем. Более того, хорошие отношения с ЕС не противоречат стратегическим отношениям Израиля с США, даже если в краткосрочной перспективе эта точка зрения кажется верной.

6. Инициативная и долгосрочная внешняя политика. Возможно, наиболее важно то, что Израиль должен заменить свою оборонительную и блокирующую позицию активной внешней политикой на основе интернационализма. Израиль должен представить свое видение регионального сотрудничества и сосуществования, основанное на позитивных общих знаменателях, а не на том, чтобы реагировать на постоянно возникающие угрозы. По своей природе путь к реализации этого поворота в политике труден, но внешняя политика, основанная на перспективном мышлении, может способствовать созданию конструктивной и менее конфликтной атмосферы, в результате чего региональный климат зарядится позитивной энергией, с использованием или без использования природного газа.

Jerusalem Post, перевод Геннадия Богданова

Похожие статьи