Израиль выигрывает войну с COVID-19 несмотря на Минздрав

Израиль сравнительно хорошо справляется с пандемией коронавируса. Для этого есть целый ряд причин, но вот министерство здравоохранения эту войну явно проигрывает.

9 136 миллионов жителей Израиля (на 2019 год) сосредоточены на сравнительно небольшой территории, примерно 22,5 тысячи квадратных километров (вместе с Палестинской Автономией). Плотность населения в еврейском государстве меньше, чем в Сингапуре, Южной Корее и на Тайване, которые до сих пор также неплохо справляются с вирусом. Из-за политических условий и соображений безопасности Израиль является геополитическим островом, на который, вероятно, проникнуть труднее, чем в Новую Зеландию. Таким образом, учитывая характер распространения вируса, а также площадь и население страны, борьба с пандемией в Израиле, по сути, не является сложной задачей. Самыми широкими воротами для вируса, как и ожидалось, стал аэропорт «Бен-Гурион».

Кроме того, население Израиля молодое, люди в возрасте 65 лет и старше составляют примерно 10% населения, тогда как в большинстве других развитых стран пожилых вдвое больше.

У населения Израиля относительно хорошее здоровье, и это, помимо молодого возраста, связано со сравнительно высоким уровнем доходов и образования. Таким образом, учитывая факторы повышенной смертности от вируса (старость, плохое состояние здоровья и низкий социально-экономический статус), Израиль оказался в более выгодном положении, нежели другие развитые страны.

Кроме того, постоянное военное положение, наряду с централизованным правительством и передовыми технологиями, подготовило Израиль к быстрой и эффективной мобилизации ресурсов. Борьба с вирусом проходит при активном участии армии, полиции, а также «Моссада». Последний без лишней рекламы обеспечивает необходимые поставки из-за рубежа. Ну и нельзя сбрасывать со счетов солидарность, которая вообще присуща израильскому обществу в трудные моменты.

Эти факторы защитили не только самих израильтян, но и израильскую систему здравоохранения. На самом деле, система, имеющая высококвалифицированный персонал, уже давно страдает от структурных недостатков и нехватки ресурсов.

Государство, через министерство здравоохранения, управляет примерно половиной коек для неотложной помощи, а также службами охраны здоровья матери и ребенка. Минздрав на сегодняшний день является плохим посредником, плохим политиком и пытается вместе с Министерством финансов управлять системой, которую оба ведомства едва понимают. В результате, в борьбе с эпидемией оказался практически не задействован потенциал больничных касс, с их лабораториями, инфраструктурой и административным потенциалом.

В результате, несмотря на собственные решения, Минздрав до сих пор не смог провести глобальное тестирование населения, особенно пожилых людей, которые находятся в гериатрических учреждениях, и молодых людей, которым можно было бы разрешить вернуться на работу.

Вдобавок к неадекватной инфраструктуре и финансированию Израиль страдает с от нехватки больничных коек. Ежегодное количество пациентов на одну койку составляет 66 человек, а среднемировой показатель для развитых стран — 41 человек.  

«Коронавирусная расчистка» в больницах ослабила сейчас всю систему общественного здравоохранения. Сегодня страх перед периферической смертностью в Израиле не меньше, чем страх перед вирусной смертностью.

Таким образом, успех Израиля в войне с COVID-19 — это сочетание благоприятной геополитики, демографии и здоровья, уровня жизни государства в условиях закрытия и готовности к чрезвычайным ситуациям, поддержки и мобилизации общественности и, возможно, даже некоторой удачи. Если этот успех сохранится, многие припишут его себе, в том числе и Минздрав. Это опасно, ведь без необходимого реформирования это ведомство окажется бессильным перед побочными последствиями пандемии и обычными проблемами системы здравоохранения.

Times of Israel, перевод Аснат Эстриной

Похожие статьи