В результате кризиса в сфере здравоохранения и экономике, вызванного коронавирусом, «пост-материалистическая» система ценностей, включающая свободу самовыражения и права человека, может смениться обычной борьбой за выживание. Этот сдвиг спровоцирует рост антисемитизма, но в то же время поспособствует улучшению международного статуса Израиля. В сложившейся реальности жизненно важно поддерживать открытый диалог между Израилем и пострадавшими общинами диаспоры.
На протяжении долгого времени исследователи оценивают роль групп ценностей в различных обществах. Ценности стран Западной Европы специалисты относят к группе «постматериалистических», в отличие от стран Восточной Европы, население которых нацелено на приобретение тех или иных материальных благ. Со времен Второй мировой войны население стран Запада не испытывало проблем с товарами народного потребления и не беспокоилось о выживании. Вместо этого жители этих государств занимаются «самовыражением»: защищают права человека, права сексуальных меньшинств, беспокоятся о судьбе феминизма, окружающей среде и т.д. Англоговорящие страны — Великобритания, Австралия, Канада и США — также погрязли в «самовыражении», но в них относительно важная роль отводится религии.
В этом контексте можно рассмотреть отношение к еврейскому народу. Население стран Восточной Европы, ориентированное на выживание (Прибалтика, Венгрия, Польша), недоверчиво и враждебно относится к чужакам. У жителей этих стран присутствует склонность к антисемитизму. В то же время они солидаризируются с Израилем, видя в нём этническую демократию, борющуюся за свое выживание.
Пост-материалистические государства Западной Европы и Скандинавии формально выступают против антисемитизма и гарантируют соблюдение прав человека. У них также есть официальные инструменты для противодействия антисемитизму и расизму.
В то же время, по причине своих пост-материалистических ценностей, они защищают палестинцев и их права, противодействуя тем или иным политическим шагам Израиля, иногда весьма активно. В этих странах также присутствует антисемитизм, но он в основном является «побочным эффектом» палестино-израильского конфликта, а его основными носителями являются мусульмане и левые.
Что объединяет Израиль и еврейские общины Западной Европы? И те, и другие выступают против «красно-зеленого» антисемитского альянса. Однако в Восточной Европе наблюдается более противоречивая картина: Израиль поддерживает дружественные отношения со странами региона, которые выступают за него на международной арене, в то время как местные еврейские общины регулярно подвергаются актам антисемитизма.
Какую роль играет коронавирус в этой системе взаимосвязей? Он угрожает базовому благополучию, что было немыслимо совсем недавно. Учитывая динамику развития пандемии, очевидно, что система западноевропейских ценностей в той или иной степени «откатится» к потребностям выживания. Уже после финансового кризиса 2008 года в некоторых западных странах — в Швейцарии, Нидерландах и США — произошел откат от ценностей самовыражения к выживанию. Вполне может быть, что избрание президента Трампа и рост популярности политических сил правого толка связаны именно с этим сдвигом.
Отношение администрации Трампа к еврейскому народу является проекцией отношения к евреям в странах Восточной Европы. Он относительно терпим к расистам, которые совершали нападения на почве антисемитизма, и в то же время очень доброжелательно относится к Израилю и его политике.
Большая часть американской еврейской общины также сталкивается с дилеммой, вставшей перед общинами в Венгрии и других восточноевропейских странах. Многие американские евреи выступают против администрации, которая, однако, поддерживает тесные связи с еврейским государством.
Некоторые предсказывают, что коронавирус приведет к уходу многих популистских лидеров, продемонстрировавших свою неспособность справиться с пандемией. Но в любом случае коронавирус вызовет переоценку ценностей, подобную той, которая произошла после финансового кризиса 2008 года. Население Соединенных Штатов, Западной Европы и других развитых стран может стать более ориентированным на выживание, более озабоченным материальным благосостоянием, более этноцентричным и менее открытым для «чужаков».
Этот сдвиг станет благодатной почвой для антисемитизма, а также для роста симпатии к Израилю как к этнической демократии. Однако в такой реальности Израиль и местные еврейские общины будут иметь противоположные интересы, поэтому выверенная временем еврейская солидарность станет снова актуальной. Возникнет необходимость постоянно поддерживать открытый диалог между Израилем и пострадавшими от антисемитизма общинами диаспоры.
Jerusalem Post, перевод Геннадия Богданова