Несколько дней назад госсекретарь США Майк Помпео совершил первую за последние два месяца зарубежную поездку. Его стремительный 6-часовой визит в Иерусалим, для которого потребовалось пренебречь израильскими карантинными мерами, ввести специальные протоколы проверки сопровождающих госсекретаря лиц и даже перенести церемонию присяги нового израильского правительства, озадачил многих: какой вопрос двусторонней повестки дня мог быть настолько неотложным и щепетильным, что его нельзя было решить по телефону.
На вопросы СТМЭГИ ответил профессор политологии Университета штата Теннесси (США) Андрей Коробков.
По его словам, визит Помпео был очень необычный, поскольку объявлений заранее не было.
«Это был краткосрочный визит во время пандемии. И поэтому на него обратили внимание. Ясно то, что на повестке были три темы: Иран, новые действия Ирана, которые Израиль воспринимает как угрозу. Это угроза кибератак, угроза израильским водосборникам. Но главными были две проблемы: появление нового израильского правительства и вопрос аннексии палестинских территорий. С одной стороны, Помпео с точки зрения администрации Трампа поддерживает Нетаньяху и его правительство. Но с другой стороны, он солидаризировался с Ганцем. Ашкенази давят на Нетаньяху с тем, чтобы план по аннексии палестинских территорий (примерно 30 процентов) не был осуществлен или, по крайней мере, был отложен на более поздний срок.
Второй вопрос очень любопытен. Это Китай. Америка все более переходит к политике холодной войны на этот раз уже в отношении Китая. Эта политика очень противоречива. В США традиционная элита выступает против нее. Тем не менее ясно, что с одной стороны, идет массированная атака по китайской экономике, с другой, наносится удар будет по китайскому хайтеку. Китайцы получали технологию во многом из-за рубежа и их очень интересует доступ к американским разработкам. Но в условиях растущего давления на Китай, Пекин в настоящее время в поиске альтернативных источников технологий. И, конечно, в этом плане Израиль играет очень большую роль и китайцы всячески пытаются получить доступ к израильским технологиям. Хотя нужно сказать, что реальный объём торговли очень низок. Общая доля китайских инвестиций в израильскую экономику составляет 3 процента, а в область высоких технологий – 4 процента. Китайцы пытаются всячески увеличить долю своего присутствия в сферу высокотехнологичного производства»,- отметил А.Коробков.
Помпео прилетел с практически нескрываемой целью надавить на израильтян с тем, чтобы они ограничили свои контакты с Китаем как в торговой сфере, так и в сфере высоких технологий, сказал политолог.
«При этом многие события последних лет и последних месяцев США очень напрягают. Китайская компания получила 25-летний мандат на управление портом Хайфы. Есть целый ряд случаев, когда Китай получает контроль над определенными экономическими объектами в Израиле. В том числе и теми, которые имеют отношение к высоким технологиям. Поэтому вот это вызывает нескрываемую озабоченность США и Помпео открыто начал давить на израильтян с тем, чтобы сдержать рост китайского влияния в Израиле.
Думаю, что США буду все больше давить как на Израиль, так и на всех своих основных партнеров и в Европе, и в Восточной Азии, и в других регионах. Поскольку администрация Трампа все более открыто рассматривает Китай в качестве страны, бросающей вызов США, которую нужно остановить. Поэтому будет продолжаться политика ограничения китайского доступа к высоким технологиям, сокращения китайской доли в экспортных поставках в США и другие страны. Ну и также будут накладываться определенные ограничения на владения китайцами и китайскими компаниями собственностью в этих странах. Политика выжимания китайских компаний из стратегических областей - военная или высокотехнологическая, производство медоборудования, медикаментов становятся стратегической линией для США и эта политика будет проводиться не только на американской территории, но и во всех странах, где США имеют эффективные рычаги давления. Израиль, который зависит от США в военно-стратегической области, конечно, окажется под давлением в этом плане»,- резюмировал политолог.