| Адам Рейтер
Адам Рейтер

«Цены на жилье в Израиле упадут, и точка!»

Игнорируйте корыстные прогнозы подрядчиков, оценщиков и риелторов, однако есть один показатель, который никогда не ошибается.

Меня каждый раз заново забавляет, когда журналисты хотят получить прогнозы, что будет с ценами на недвижимость. Они берут интервью у подрядчиков, оценщиков и риелторов, как у реальных экспертов. Это действительно эксперты, но какой интерес подрядчику сообщать о падении цен на жилье? Для этого он должен быть сумасшедшим. Собирается ли он собственными словами пошатнуть свой доход? То же самое с риелторами и оценщиками. Если они скажут, что цены на жилье снижаются, если потребитель уверится, что цены упадут, то рынок в ожидании этого замерзнет, и у них у всех исчезнет работа.

Сумма прогнозов этих экспертов состоит в том, что в мире все идет как обычно, и цены на жилье в Израиле даже вырастут. Как будто пандемии коронавируса никогда не было.

Проблема в том, что, даже если мы проигнорируем встроенный конфликт интересов экспертов по недвижимости, есть один экономический индикатор, который никогда не ошибается, и он свидетельствует об обратном. Он называется просто и со вкусом: экономический кризис. В период экономического кризиса цены на жилье в Израиле падают.

Цены падали во время каждого предыдущего кризиса: во время кризиса середины 1970-х годов, последовавшего за войной Судного дня, цены на жилье по сравнению с пиковыми значениями упали в реальном выражении на 30%; во время экономического кризиса и гиперинфляции середины 1980-х – на 25%; а после лопнувшего пузыря доткомов и второй интифады в 2201—2004 годах, когда экономический рост в Израиле был нулевым – на 15%.

Исключением стал финансовый кризис 2008 года, когда цены на жилье не упали, а даже выросли. Однако это произошло потому, что цены были на низком уровне после спада, за которым последовала стагнация в период 1998—2006 годов.

Пандемия коронавируса поразила нас совсем в другой ситуации. Цены на жилье в 2020 году находятся на рекордно высоком уровне как в номинальном, так и в реальном выражении. Но это ненадолго.

Рецессия – самый тяжелый вид экономического кризиса. Это означает, что экономика сокращается с точки зрения прироста ВВП как минимум два квартала подряд. В первом квартале этого года экономическая активность в Израиле снизилась на 6,8%. Не менее тревожными будут показатели за второй квартал. Уровень безработицы сейчас без сомнения, самый высокий в нашей истории. Или, проще говоря, коронавирус навлек на нас самый глубокий экономический кризис в истории государства».

Похожие статьи