Нафтали Беннет: человек, сваливший царя Биби

Нафтали Беннет: человек, сваливший царя Биби
Министр по делам диаспоры Нафтали Беннет выступает у синагоги «Эц Хаим» в Питтсбурге после теракта в октябре 2018 г. Фото: AP Photo/Matt Rourke

Человек, ставший вчера премьер-министром Израиля, — чрезвычайно самоуверенная, склонная к риску, но при этом весьма удачливая личность.

49-летний Беннетт — это ходячая лаборатория контрастов. Родившись в семье американских иммигрантов, он не считает себя частью англоязычного сообщества Израиля; бывший спецназовец и сторонник аннексии Западного берега, он живет в либерально настроенной Раанане; сколотивший миллионы стартапер, он слабо разбирается в компьютерах.

Его казавшийся маловероятным приход к власти также является чередой неожиданных поворотов и противоречий.

Беннетт родился в Хайфе в марте 1972 года, он младший из трех детей иммигрантов из США Джима и Мирны, которые переехали в Израиль из Сан-Франциско в 1967 году, после Шестидневной войны. Амбициозный с самого начала, он добился зачисления в самое престижное подразделение спецназа армии, «Сайерет Маткаль».

photo_2016-06-08_17-50-49-b-640x400.jpg
Беннет во время службы в ЦАХАЛе. 1990 г.

Он покинул армию через шесть лет, в 1996 году. Три года спустя, в возрасте 27 лет, он обосновался на Манхэттене и основал свою первую технологическую компанию Cyota, которая шесть лет спустя была продана за 145 миллионов долларов.

Непростые отношения с Нетаньяху уже на старте

К 33 годам Беннетт стал мультимиллионером, заработавшим огромное состояние собственными силами. Его поворот к политике произошел после Ливанской войны 2006 года. Беннетт служил резервистом в разведывательном подразделении «Маглан», участвовал в операциях в тылу врага по уничтожению ячеек «Хезболлы» и ракетных установок. Как он позже расскажет, запутанная стратегия верховного командования и стратегическая нерешительность политического руководства в этой войне, если смотреть на нее с точки зрения солдата, зажгли в нем жгучее желание играть роль национального лидера.

Как и Авигдор Либерман до него, он вошел в политику в конце 2006 года в качестве помощника Биньямина Нетаньяху, который возглавлял оппозицию во время правления Ольмерта. И, как и Либерман, Беннетт участвовал в праймериз Нетаньяху за лидерство в «Ликуде» (Либерман в 1995 году, Беннетт — в 2007-м), продолжал служить главным политическим помощником Нетаньяху, а затем, в 2008 году — опять же, как и Либерман — поссорился с Нетаньяху и остался без работы.

Но Беннетт быстро нашел политическую силу, на которую смог опереться. Два года спустя, в январе 2010-го Беннетт был назначен генеральным директором зонтичной группы по защите поселений на Западном берегу (Совет ЙЕША), в то время как Нетаньяху приказал полностью заморозить строительство в поселениях по указанию администрации Обамы.

В то время как он возглавлял Совет ЙЕША, Беннетт также основал движение активистов «Мой Израиль» (вместе с Айлет Шакед, которая служила с ним в канцелярии Нетаньяху в 2006-2008).

В ноябре 2012 Беннетт и Шакед использовали платформу организации «Мой Израиль», чтобы решить главную проблему постоянно терявшей популярность религиозно-сионистской партии «Еврейский дом». Беннетт одержал победу на праймериз, набрав более двух третей голосов, а затем привел саму правую партию к поразительному успеху — 12 мест — на выборах в кнессет 2013 года.

AP914223702534-640x400.jpg
Беннет с женой Гилат выходят с избирательного участка в Раанане во время выборов в кнессет 22 января 2013 г.

Когда Беннетт вышел на национальную политическую сцену в 2013 году, многие уже обратили внимание на бешеную скорость его подъема: элитная, но короткая шестилетняя военная карьера, безумно успешная, но всего семилетняя карьера в области высоких технологий, политический подъем от защитника поселений в окружении Нетаньяху до лидера религиозного сионизма, что тоже заняло едва ли семь лет. Он делал все на полной скорости и нигде, казалось, не задерживался надолго.

Действительно, как только он попал в кнессет в 2013 году, появилась новость о продаже за более чем 100 миллионов долларов компании «Солуто», которой он руководил в течение короткого периода между уходом Нетаньяху и вступлением в должность в Совете Йеша.

Мощный политический дебют Беннетта в 2013 году напугал Нетаньяху, который не забыл об их ссоре и начал искать способы сокрушить популярного выскочку. Во время коалиционных переговоров в конце января Нетаньяху обратился к лидеру «Аводы» Шели Яхимович, чтобы избежать приглашения Беннетта в свою коалицию.

Беннетт, в свою очередь, заключил союз с другим выскочкой — популярным ведущим ток-шоу Яиром Лапидом, который годом ранее основал партию «Еш Атид» и, к своему собственному удивлению, как и всех остальных, получил колоссальные 19 мест в кнессете. Вместе Беннетт и Лапид контролировали 31 место, ровно столько же набрал блок «Ликуда» и НДИ.

F130604HOIS002-640x400.jpg
Лидер партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет посещает поселение Ариэль на Западном берегу. 4 июня 2013 г.

У Нетаньяху не было выбора. Беннетт был назначен министром экономики, а Лапид — министром финансов. Харедимные партии ШАС и «Яадут а-Тора» оказались за бортом коалиции.

Это был ошеломляющий дебют Беннетта, сразу показавшего себя как в предвыборной кампании, так и на переговорах по формированию коалиции.

Взлет продолжался недолго. Нетаньяху досрочно распустил правительство, и на досрочных выборах 2015 года «Еврейский дом» Беннетта просел с 12 мест до восьми — однако и этого оказалось достаточно, чтобы добиться от Нетаньяху поста министра образования.

F130422MA551-640x400.jpg
Беннет и Нетаньяху в кнессете. 22 апреля 2013 г. 

За четыре года правления этого правительства Беннетт разочаровался в партии «Еврейский дом», которую он возглавлял на двух выборах. Это была старая партия, существовавшая с основания государства под названием МАФДАЛ (Национально-Религиозная партия), построенная на старых институтах и стареющей базе активистов.

Но именно духовные лидеры «Еврейского дома» больше всего злились на независимого экс-айтишника. Религиозные деятели, такие как раввин Хаим Друкман, имели привычку говорить с Нетаньяху напрямую, через голову Беннетта, а затем пытались оказать давление на Беннетта по просьбе Нетаньяху.

В ноябре 2018 года, после последней ссоры Либермана с Нетаньяху, когда тот ушел с поста министра обороны, Беннетт публично потребовал этот пост для себя. И так же публично Нетаньяху отказал ему.

Беннетт рассматривал себя как конкурента Нетаньяху, а не как слугу, которого раввинский приказ может призвать к повиновению. Когда Нетаньяху, казалось бы, пытался удержать его, а раввинский эшелон «Еврейского дома», казалось, был готов подыграть, Беннетт взбунтовался.

F200212TN50-640x400.jpg

Нафтали Беннет, раввин Хаим Друкман и Бецалел Смотрич во время предвыборной кампании партии «Ямина». 12 февраля 2020 г.

В декабре Беннетт и Шакед вышли из партии — пребывание Беннетта в «Еврейском доме», как и в большинстве случаев, длилось чуть более шести лет, — чтобы основать новую правую партию «Ямина».

Это была последняя в длинном списке азартных игр «все или ничего» для неугомонного Беннета. На этот раз ничего не вышло.

На выборах в апреле 2019 года, первых из четырех за два года, Беннетт вылетел из Кнессета, не преодолев барьер в 3,25% голосов.

F190123NRF15-640x400.jpg
Министр образования Нафтали Беннет и министр юстиции Айелет Шакед на предвыборном мероприятии «Ямины» в Иерусалиме. 23 января 2019 г.

Нетаньяху вел агрессивную кампанию против «Ямины» и поначалу был доволен результатом. Только 30 мая, как стало ясно в последние часы перед тем, как он должен был вернуть свой мандат президенту, Нетаньяху понял, что его усилия по уничтожению «Ямины» также обернулись против него. Теперь ему не хватало голосов справа, чтобы сформировать правительство. Нетаньяху пытался сокрушить Беннетта, но слишком поздно обнаружил, что он ему нужен.

В отчаянии Нетаньяху организовал повторные выборы в сентябре 2019 года. Он назвал Беннета политическим авантюристом, обвинил его в неспособности сформировать правительство и был полон решимости раз и навсегда сокрушить его у урны для голосования. Нетаньяху даже взял на себя труд уволить Беннетта из временного правительства в июне.

Но, несмотря на эти усилия, первые в истории Израиля повторные выборы дали Беннетту второй шанс.

IMG_20200128_134052-640x400.jpg
Министр обороны Беннет встречается с генералитетом на Западном берегу. 28 января 2020 г.

Наказанный своим апрельским провалом, Беннетт объединил список «Новых правых» с «Еврейским домом» Рафи Переца и партией «Ихуд Леуми» («Национальный союз») Бецалеля Смотрича и даже согласился с тем, что Шакед, а не он, займет первое место в списке. «Ямина» получила семь мест на выборах в сентябре 2019 года, и ослабленный Беннетт, теперь занимающий четвертое место в списке, вернулся в кнессет.

Это один из самых удивительных эпизодов в политической биографии Беннетта: с момента первоначального успеха в 12 мест в 2013 году его поддержка неуклонно снижалась до 8, а затем до 7. Однако, несмотря на этот упадок, политическое влияние Беннетта только росло. Он научился играть в эту игру.

Однако сентябрьская кампания также не привела к созданию правительства, и блок «Ямина» снова баллотировался — на этот раз с Беннеттом во главе — на выборах марта 2020 года, получив шесть мест.

Naftali-Bennet-e1478205763548-640x400.jpg
Министр образования Беннет делает селфи с учащимися школы «Блайх» в Рамат-Гане. 12 февраля 2015 г.

Пребывание Беннетта на посту министра обороны было кратким. 17 мая 2020 года, после того как Нетаньяху и Ганц сформировали свою новую коалицию и Нетаньяху больше не нуждался в лидере «Ямины», Беннетт покинул свой пост и направился в оппозицию.

Так начался первый в истории Беннетта опыт жизни в оппозиции. Это была еще одна авантюра. Он держал пари, что правительство единства не выживет, и у него будет больше возможностей воспользоваться его крахом в качестве внешнего критика.

Не прошло и трех недель после сентябрьской гонки, как 8 ноября, ровно через год после того, как его требование о назначении министром обороны было отклонено, Нетаньяху внезапно согласился назначить его на пост министра обороны.

Что изменилось? Нетаньяху плохо выступил в сентябрьской кампании и начал опасаться, что Беннетт может присоединиться к «Кахоль-Лаван» Ганца, чтобы отстранить его от власти. Беннетт играл на этот страх изо всех сил.

К тому времени, когда в марте 2021 года состоялись выборы, новая, самая амбициозная авантюра Беннетта была готова: кампания, направленная на открытое оспаривание власти у «неудачника» Нетаньяху. Беннетт не пролил ни слезинки, когда Бецалель Смотрич вывел свою фракцию «Ихуд Леуми» из блока «Ямина» в январе 2021 года, чтобы баллотироваться вместе с лагерем Нетаньяху.

Беннетт ожидал, что Нетаньяху в очередной раз попытается сокрушить его, и не был удивлен, когда премьер-министр бросил всю свою поддержку и политическую проницательность на то, чтобы поддержать неоперившегося Смотрича.

lapid-bennett-e1394625857662-640x400.jpg
Лидер «Еврейского дома» Нафтали Беннет и лидер «Еш Атид» Яир Лапид в кнессете. 12 марта 2014 г.

Поначалу опросы обещали «Ямине» более 20 мест, но ко дню выборов популярность партии упала более чем вдвое. Беннетт открыто заявлял претензию на пост премьер-министра и имел основания полагать, что его требование вполне реалистично — пока опросы давали ему 20 мест и предсказывали, что он будет иметь решающий голос между лагерями за и против Нетаньяху в новом кнессете.

Но чего он мог добиться с помощью всего лишь семи завоеванных мест? Может ли лидер фракции из семи членов (к маю сократившейся до шести с уходом Амихая Хикли) — требовать для себя премьерства?

Нафтали Беннет, как всегда, и глазом не моргнул.

Для его критиков есть нечто раздражающее в том факте, что Беннетт собирается занять место премьер-министра, возглавляя всего лишь шестиместную фракцию, которая теперь не может даже преодолеть избирательный барьер согласно большинству опросов.

Но трудно придумать более характерный поступок в стиле Беннетта. Целеустремленный солдат, самопровозглашенный стартап-миллионер, политический активист, ставший политическим лидером, стремительный, вечно стремящийся, амбициозный, непостоянный и удивительно уверенный в себе человек — это новый лидер Израиля.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи