Плачевное состояние языка и легко прогнозируемые последствия существующей языковой политики обязывают нас сменить её цели и механизм реализации. Вывод о необходимости разработки новой языковой политики читатель может сделать из личных наблюдений и статьи о состоянии и ситуации языка [1].
Новая языковая политика была нужна нам уже не менее 30 лет назад. Это избавило бы нас от многих ошибок. Лишь в 2014 году частично была создана «Комплексная программа сохранения этноса» (КПСЭ). Работа не завершена до сих пор. С текстом этого проекта читатель мог ознакомиться в отдельной статье на сайте СТМЭГИ и в брошюре [2], которая имеется в национальной электронной библиотеке СТМЭГИ и в главных библиотеках страны. Национальная языковая политика должна соответствовать КПСЭ.Главная цель новой национальной языковой политики видится в придании литературной форме языка джуьгьури статуса межгосударственного языка внутринационального общения джуьгьуров. Основным критерием эффективности такой языковой политики является её соответствие достижению именно этой цели.
Говоря о неизбежности усовершенствования языковой политики, мы имеем в виду устранение угрозы существованию этноса или его значительных групп.
На концепцию, как и на механизм её реализации, не должны влиять какие-то идеологические, политические, конфессиональные, конъюнктурные или местнические интересы. К работе необходимо привлечь квалифицированных специалистов. Надо мобилизовать весь народ на борьбу за сохранение идентичности людей своей национальности, рассеянных по многим странам и континентам. В решении жизненно важной этнической задачи мы надеемся на информационную поддержку всех национальных СМИ и финансовую помощь наших спонсоров.
Декларируемые цели новой языковой политики может нарушить недостаточная компетентность исполнителей, а также их безответственность и безынициативность. Поэтому приверженцев кустарщины, всякого рода авантюристов, людей, недооценивающих важность сохранения этноса горских евреев, нельзя допускать к реализации новой языковой политики.
Концепция, исходящая из этих требований, осуществима, эффективна и перспективна. Реализацию новой языковой политики должен возглавить один из авторитетных национальных центров, признающих неэффективность нынешней эфемерной «языковой политики», знающих проблемы этноса и проявивший такую инициативу. Это должен быть центр, целевые установки которого соответствуют решению стратегически и неотложных текущих задач народа.
Национальный центр, взявший на себя оптимизацию языковой политики, должен подобрать компетентные кадры, разработать план реализации концепции, иметь необходимые средства.
Все группы этноса заинтересованы в успешности новой языковой политики. Чьё-то несогласие с необходимостью актуализации языковой политики в новых условиях бытования этноса означает нежелание оппонентов улучшить состояние языка.
В основе требований к реализационным механизмам новой политики лежит выделение наиболее существенных мер и обеспечение достаточной концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предотвращение бесплодного распыления сил и средств. Новая языковая политика должна устранить существующие этнические проблемы.
Надеюсь, что заинтересованный читатель как-то отреагирует на нынешнее предложение об оптимизации национальной языковой политики в новых условиях существования народности горских евреев (джуьгьуров).
Ссылки:
1. «О состоянии и языковой ситуации зугьун джугьуьри». Статья
опубликована 14 ноября 2019 года на сайте СТМЭГИ В РАЗДЕЛЕ «Академия джуури»,
подраздел «Исследования».
2. «Горские евреи. Как выжить разобщенному народу? Часть 2.
О сохранении единства этноса». Брошюра. Москва, «Триумф», 2016.