Харедим побеждают, даже находясь в оппозиции

Харедим побеждают, даже находясь в оппозиции
Потасовка полиции с харедим, протестующими против их призыва в армию Фото: Olivier Fitoussi

Примерно раз в десятилетие в израильской политике происходит чудо: формируется правительство, в которое не входят ультраортодоксы, харедим. Это происходило в 2003 году, при Ариэле Шароне, в 2013 году, при Биньямине Нетаньяху, и сейчас, в 2021-м, при Нафтали Беннете. Каждый раз, когда это происходит, правительство принимает важные реформы, которые двигают нас вперед. Ультраортодоксальное меньшинство, представленное Арье Дери, Яаковом Лицманом и Моше Гафни, не может этому помешать. Они сидят в оппозиции.

Несколько дней назад эта модель была нарушена. Министерский комитет по законодательству одобрил специальный законопроект для харедим, который является воплощением унижения и покорности. Этот закон делает посмешищем понятия «равное распределение бремени» и «народная армия». После его принятия Кнессетом харедим смогут легко уклоняться от службы в армии. И самое странное, что этот закон будет принят правительством без харедим: они выиграли, даже сидя в оппозиции.

Новый законопроект устанавливает смехотворные цифры призыва для ультраортодоксов: 1566 человек в этом году, 691 в следующем и 2131 в 2025-м. А чтобы им было легче достичь этих мизерных целей, определение понятия «хареди» было значительно расширено. Любой, кто когда-либо учился в харедимной школе, но затем отказался от этого образа жизни и стал светским, будет считаться ультраортодоксом для целей квоты.

То же самое касается всех молодых людей, которые родились в семьях харедим, но давно отказались от религии, всех новых религиозных, которые идут в армию, всех хасидов Хабада, которые тоже служат, и всех шабабников (так харедим называют молодых маргиналов из своей среды), которые отбрасывают многие ультраортодоксальные нормы и едва знают, как выглядит ешива изнутри.

В результате студенты ешив смогут без проблем оставаться в своем «городе-убежище». Квота будет заполнена «псевдохаредим», а если она все же не будет заполнена, то против уклонистов от призыва не будут применяться принудительные меры. Никаких штрафов и арестов. Единственное, что возможно, — это финансовые санкции против ешив, которые не выполняют квоту, — перспектива очевидно смехотворная.

Пришло время понять, что демонстративный отказ харедим служить в армии не обусловлен религиозными причинами. Они просто не хотят, чтобы их дети пострадали. Они предпочтут, чтобы светский осел пострадал или даже поплатился жизнью, защищая харедим и страну. Ультраортодоксы хотят, чтобы их сыновья продолжали жить своей жизнью без помех.

Законодатели от харедим направляются в Кнессет, чтобы гарантировать, что в Бней-Браке, ультраортодоксальном пригороде Тель-Авива, не будет военных похорон. Харедимные матери и отцы привыкли спать спокойно по ночам, так зачем их беспокоить?

И если мы отказались от попытки заставить харедим пойти в армию, остается только поощрять их выходить на рынок труда, чтобы заработать на жизнь. Если мы не хотим делить бремя армии на все общество, говорят давние критики существующего положения, Яир Лапид и Авигдор Либерман, то давайте хотя бы разделим бремя зарабатывания средств к существованию. С этой целью возраст освобождения от службы в армии для них был снижен до 21 года.

Но студент харедимной ешивы — не дурак. Он не захочет отказываться от хорошей жизни в колеле (ешиве для женатых мужчин) или от высокого статуса, которым он пользуется в ультраортодоксальном обществе и в своем близком окружении.

Почему он должен работать в строго установленные часы и за низкую зарплату (он никогда не изучал общеобразовательные предметы в школе), когда государство предоставляет ему всевозможные стипендии, субсидированную аренду, скидки на национальное страхование и налог на медицину, 90-процентные скидки на детский сад и муниципальные налоги и многие другие послабления? Что ему до того, что его жена готовит, убирает, заботится о детях и при этом работает вне дома, чтобы содержать семью?

Необходимо коренное изменение подхода; больше никаких этих запутанных законопроектов, позволяющих уклоняться от призыва. Мы должны начать относиться к харедим одинаково и без патернализма. Они должны призываться в армию в возрасте 18 лет без квот, без исключений, без «Тора — его служба». Без подобных уловок.

Это единственный способ добиться равного распределения бремени. Это правильный путь. Это способ предотвратить восстание религиозно-сионистской и светской молодежи, которая больше не согласится нести военное бремя в одиночку. Это также путь к интеграции харедим в общество и в рынок труда.

Haaretz, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи