Министры оказались на дружеской волне

Министры оказались на дружеской волне

Первые переговоры главы МИД РФ Сергея Лаврова с его израильским коллегой Яиром Лапидом показали: предположения о смене курса Москвы в отношении Израиля после прихода к власти в этой стране нового правительства явно преувеличены. Ни одного слова не прозвучало в осуждение израильских ударов по Сирии. Напротив, российский министр подчеркнул: Москва не хотела бы, чтобы сирийская территория использовалась против Израиля или кого бы то ни было еще. Еще одним жестом в сторону гостей стало высказанное Москвой понимание, что сейчас не время педалировать вопрос о политическом урегулировании палестино-израильского конфликта.

Первый визит в Москву главы МИД Израиля Яира Лапида был очень коротким, но это не помешало министру найти общий язык с принимающей стороной в лице Сергея Лаврова. Встреча началась с личных нот: глава МИД РФ поздравил своего коллегу с недавним вступлением в должность, а тот выразил соболезнования в связи с гибелью главы МЧС Евгения Зиничева. Традиционно обе стороны сошлись на теме недопустимости пересмотра истории и оправдания нацизма. «Холокост определил моего отца, и через него он определил меня»,— сказал господин Лапид несколько лет назад на церемонии поминовения жертв нацизма в Израиле. К истории своего отца он вернулся и в Москве, рассказав, как Красная армия освободила 13-летнего мальчика из будапештского гетто. Примечательно, что его предшественник Габи Ашкенази полгода назад в Москве также вспоминал об освобождении своего отца, родившегося в Болгарии, Красной армией. И это не пустые слова, сказанные из вежливости. Во многом на таких общих воспоминаниях и строятся современные российско-израильские отношения. Все непростые страницы совместной истории, которых также было немало, стороны как-то постарались перевернуть.

Мы вам должны. И мы народ с долгой памятью»,— сказал Яир Лапид, говоря о роли Красной армии в победе над фашизмом, а также вспоминая участие СССР в создании Государства Израиль.

Все эти слова не помешали израильскому министру обрушиться на пресс-конференции с обвинениями в адрес Ирана, который в Москве рассматривают как своего важного регионального партнера. «Последнее, что кто-то из нас хотел бы видеть,— это то, как ядерное оружие попадает не в те руки. Мир должен предотвратить появление у Ирана ядерного потенциала. Если мир с этим не справится, Израиль резервирует за собой право действовать. Израиль не позволит Ирану стать ядерной державой»,— сказал Яир Лапид. Москва, как правило, выступает против воинственной риторики в адрес Тегерана, считая ее контрпродуктивной. Буквально накануне это подчеркнул замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков. Но в этот раз Сергей Лавров никак не отреагировал на реплику коллеги, видимо не желая выносить на публику различия в видении того, как надо коммуницировать с Ираном. А в главном у Москвы возражений нет — ядерное оружие в руках Тегерана или еще кого-либо нового никому не нужно. Другой вопрос, что Россия считает виновным в разрыве сделки, которая ограничивала ядерную программу Ирана, Вашингтон, а не Тегеран. Отметим, что в день встречи с Яиром Лапидом глава МИД РФ побеседовал по телефону со своим иранским коллегой Хосейном Амир-Абдоллахианом — звонок состоялся по просьбе последнего. Так что равновесие между своими партнерами Москве удалось соблюсти.

В то же время на пресс-конференции Сергей Лавров продемонстрировал понимание израильской точки зрения, когда зашла речь об иранском присутствии в Сирии.

Глава МИД РФ назвал интересы Израиля в Сирии «легитимными» (в отличие от американских). Эти слова прозвучали в ответ на вопрос “Ъ”, обсуждались ли на переговорах израильские удары по сирийской территории и высказала ли российская сторона какие-либо претензии на этот счет.

По словам российского министра, Москва всегда подчеркивала, что для нее «безопасность Израиля — один из ключевых приоритетов». «Говоря об израильских ударах по сирийской территории, мы против того, чтобы Сирия превращалась в арену противостояния между третьими странами. И в этой связи мы не хотим, чтобы сирийская территория использовалась против Израиля или против кого бы то ни было еще»,— отметил Сергей Лавров. Эти слова можно расценивать как явный намек Ирану не переходить границ. Впрочем, это не значит, что Москва при необходимости не обозначит израильтянам их границы в Сирии, но пока российские дипломаты дают понять, что никаких перемен в отношениях с Израилем нет.

Напомним, что в последнее время российские военные взяли за правило комментировать каждый удар Израиля, сообщая об уничтожении израильских ракет сирийской ПВО при помощи комплексов «Панцирь-С» и «Бук-М2», что было воспринято арабской прессой как изменение «правил игры Москвой» после ухода Биньямина Нетаньяху с поста премьера Израиля. Между тем дипломатические источники “Ъ” в Москве отметили, что в отношениях двух стран все по-прежнему хорошо. А источники “Ъ” в Израиле недавно высоко оценивали усилия России по примирению на юге Сирии, вблизи израильских границ. Яир Лапид же дал понять, что в Израиле всегда готовы обсуждать с Россией вопросы, касающиеся Сирии. Так что можно сказать, что и в этом вопросе стороны, несмотря на нюансы, находят общий язык и им важнее продемонстрировать общность взглядов, чем заострять внимание на разногласиях.

Еще одним примером взаимопонимания стали высказывания на тему палестино-израильского конфликта. Москва по-прежнему готова оказывать содействие в установлении контактов между сторонами — как на двустороннем уровне, так и в рамках «квартета ближневосточных посредников» (РФ, США, ЕС и ООН). Проведение встречи «квартета» на министерском уровне Сергей Лавров назвал полезным, но признал, что есть причины, из-за которых «политические аспекты ближневосточного урегулирования» поставлены на паузу. Педалировать эту тему Москва явно не будет, понимая ее бесперспективность на данный момент. «Пока нечего обсуждать»,— сказал, в свою очередь, Яир Лапид, отвечая на вопрос, возможна ли встреча «квартета» на полях Генассамблеи ООН.

Израилю действительно не до переговоров с Палестиной о политическом будущем, удержаться бы от новой войны. Накануне визита в Москву господина Лапида вновь вспыхнули столкновения между палестинцами и израильскими силами безопасности. Они были спровоцированы побегом палестинских заключенных из тюрьмы на севере Израиля. На палестинских территориях объявили акции солидарности с заключенными. Впрочем, эта тема никак не была затронута на пресс-конференции в Москве. Все же главное было — сосредоточиться на двусторонних отношениях.

«Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что весь разговор между мной и Лавровым был только об угрозах и войнах. Страны имеют глубокие и прочные связи, которые касаются экономики, культуры, туризма, энергетики и науки. Мы хотим и можем развивать эти отношения.

«В мире, пораженном коронавирусом, мы должны найти новые способы ведения бизнеса и развития культурных и коммерческих связей»,— сказал Яир Лапид.

Позитивным сигналом выглядело присутствие в израильской делегации министра туризма Константина Развозова. Пока приехать в Израиль из-за коронавирусных ограничений непросто — для этого нужно специальное разрешение. Как правило, оно дается по семейным или медицинским обстоятельствам. После въезда нужно отсидеть недельный карантин. Но обе стороны надеются на изменение ситуации к лучшему. Пока же Яир Лапид пригласил Сергея Лаврова посетить Израиль (для таких визитов тоже могут быть исключения), и российский министр с удовольствием согласился.

КоммерсантЪ


Похожие статьи