| Ронен Ицик
Ронен Ицик

Профессиональная армия? Израилю это едва ли подходит!

Профессиональная армия? Израилю это едва ли подходит!
Фото: Alexi Rosenfeld/Flickr

Профессиональная армия не только окажется хуже, дороже и не будет предлагать больше равенства, но и нанесет смертельный удар по социальной структуре Израиля.

Уже более десяти лет мы все слышим, что преобразование ЦАХАЛа из призывной армии в профессиональную является более правильной моделью службы, сделает армию лучше, а Израиль сильнее, и что социальное неравенство, связанное с обязательной армией, уйдет в прошлое.

Каждому, кто действительно понимает вызовы национальной безопасности Израиля, совершенно ясно, что такой подход совершенно необоснован.

Однако эта проблематичная концепция, абсолютно несовместимая с безопасностью Израиля и социальными проблемами, набирает сторонников, о чем свидетельствуют цифры, недавно опубликованные Израильским институтом демократии: более 50% граждан поддерживают переход к профессиональной армии.

Как исследователь, специализирующийся на военно-социальных отношениях, наряду с моим обширным опытом работы в полевых условиях в качестве командира и солдата, я могу выразить свои сомнения по поводу этих результатов и используемой методологии исследования.

Мой взвешенный ответ таков: это не только однозначно неправильно, но и может привести к пагубным последствиям для общества и его безопасности, и в не меньшей степени — для экономики Израиля. Попробую опровергнуть главные аргументы сторонников перевода ЦАХАЛа на профессиональные рельсы.

Профессиональная армия будет более квалифицированной. При поверхностном рассмотрении это могло бы показаться правдой, но не выдерживает более глубокого анализа. Военная история и глубокое понимание военных действий показывают, что качество безопасности зависит в первую очередь от качества личности, и никакие подготовка или технологии этого не изменят. Качество рабочей силы в профессиональной армии ниже. Те, кто предпочитает служить в армии за деньги, поступают так потому, что им нечего предложить на рынке труда. И всем, кто сомневается в этом утверждении, любезно посоветую: узнайте, кто служит в профессиональных армиях по всему миру.

Профессиональная армия обойдется дешевле. Западные страны тратят на таких солдат гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. На самом деле израильское общество с трудом переносит и зарплаты своих обычных срочников. Как вы думаете, что произойдет, если весь ЦАХАЛ станет кадровой армией? Важно также напомнить, что более 50% мощи ЦАХАЛа основывается на его резервных силах. Очевидно, что в профессиональной армии резервы будут заменены большим количеством кадровых солдат. Да, это еще расходы; больше зарплат, больше пенсий.

Профессиональная армия — это прогрессивная армия. Некоторые утверждают, что социальные программы превратили ЦАХАЛ в поле битвы за феминизм, религиозность и многое другое, а в профессиональной армии, основанной исключительно на мужском милитаризме, вся эта напряженность исчезнет. На самом деле все будет ровно наоборот. Любой, кто хочет записаться в профармию, может это сделать, а кто не хочет — нет. Кто тогда будет служить? Как я уже отмечал, с одной стороны, неквалифицированная, дешевая рабочая сила, а с другой стороны, молодежь, у которой нет никаких интересов, кроме «актуальной повестки дня», то есть борьбы за вышеперечисленные лозунги. Опять же любезно рекомендую: посмотрите, что происходит в армиях, ныне называемых «постмодернистскими вооруженными силами».

В профессиональной армии было бы равенство по службе. Опять с точностью до наоборот. Те, кто вступает в профессиональную армию, происходят из низших социально-экономических слоев. Именно они заплатят кровью за оборону страны. Самая высокая цена, которую платит общество, — человеческая жизнь — выпадет на очень специфический социальный слой. Это равенство?

Профессиональная армия обеспечит лучшую безопасность. Тоже чрезвычайно поверхностный взгляд. Способность ЦАХАЛа изменять свои размеры вдвое в соответствии с изменяющимися ситуациями безопасности основана на возможности призыва резервных сил. Это помогает реагировать на кризисы и укрепляет постоянную армию. Государство Израиль не может полагаться на профессиональную армию с фиксированными размерами — оно должно иметь резервы, чтобы приспособиться к изменениям, которые время от времени происходят. Резервная армия — необходимое условие безопасности страны. А единственный путь ее существования — призывная армия, содержащая резервные подразделения.

Кроме того, у меня вопрос к тем, кто выступает за профессиональную армию: есть ли в нашей стране еще одна социальная платформа, которая создает аналогичную точку встречи между всеми слоями общества и объединяет всех общим чувством взаимной гарантии? Связывает периферию с центром; религиозное и светское; евреев и нееврев? Очевидно, нет. Армия обороны Израиля — единственная в этом аспекте.

У ЦАХАЛа есть недостатки, в частности, несоответствие его численности росту населения. Но это всего лишь означает, что помимо ЦАХАЛа израильское правительство должно создать другие направления обязательной национальной службы. Полиция Израиля, Национальное управление пожарно-спасательной службы, система здравоохранения и множество других социальных сфер испытывают нехватку рабочей силы. Израильские правительства до сих пор не предпринимали никаких шагов в этом отношении.

Израильскому обществу нужно сказать правду: обязательная служба в армии — это то, что нужно, и другого варианта нет. А израильскому правительству важно сказать: проснитесь, мы постепенно теряем самый важный военно-социальный актив, который у нас есть, и его уже будет не вернуть.

Исраэль а-йом, перевод Марии Якубович

Похожие статьи