Великий Шолом-Алейхем, возможно, не первым использовал выражение «Швер цу зайн а ид» — «Трудно быть евреем», но он, безусловно, лучше всех передал скрывающийся за ней подтекст. Он имел в виду сложные отношения евреев с их соседями-христианами в Российской империи, и хотя этого государства уже давно нет на карте, смысл язвительного замечания писателя продолжает сохранять актуальность. И, разумеется, без окончательного ответа на вопрос, почему это так. Спросите дюжину евреев по всему миру, и вы получите тринадцать различных совершенно обоснованных причин, по которым трудно быть евреем.
Если вы спросите, например, меня, то я скажу, что мне приходится жить в рамках двух разных календарей — григорианского и еврейского. Я очень сомневаюсь, что существует какая-либо другая религиозная или этническая группа, у которой на холодильнике висят два календаря или которой приходится вертеться от одного к другому, чтобы уложиться в график гражданских праздников страны проживания и дат еврейского годового цикла.
В Израиле, конечно, эта проблема стоит менее остро, поскольку здесь нет праздников, отмечаемых по григорианскому календарю. Все наши праздничные дни отмечаются по еврейскому календарю, что для еврейского государства вполне логично. И все же, кажется, что-то не так.
Вы должны задаться вопросом, каков был замысел Бога, когда Он определил и распределил праздники по всему году. Те дни, в которые вся страна обязана или имеет возможность праздновать, разделены на два больших периода. Во-первых, пять праздников отмечаются в конце лета — начале осени в течение четырехнедельного новогоднего сезона, который начинается с Рош а-Шана и заканчивается праздником Симхат Тора. И еще четыре праздника отмечаются в течение семинедельного весеннего периода, который начинается с Песаха и завершается через 50 дней Шавуотом. Между днем, когда мы радостно завершаем ежегодное чтение Торы, и днем, когда мы празднуем освобождение от египетского рабства, нет других дней, когда страна, скажем так, закрывается.
Нет, я не забыл Хануку, Ту би-шват и Пурим. Но эти праздники — хотя и важные и радостные — но все же второстепенные. Офисы и предприятия работают в эти дни обычном режиме. Время, отведенное на эти особые дни, обычно вычитается из личных дней или из отпуска.
Возможно, пришло время подумать о введении нового праздника в середине зимы, не ограниченного ни временем, ни ритуалом, который религиозные и светские израильтяне могли бы отмечать вместе.
Однако здесь нам приходится прибегать к григорианскому календарю, поскольку наша повседневная жизнь и расписание основаны на системе январь-декабрь, а не на той, которая начинается в тишрее и заканчивается в элуле. В договорах аренды недвижимости, счетах за коммунальные услуги, финансовых отчетах и т.п. используется 12-месячный григорианский год, и хотя вполне допустимо датировать юридические документы по еврейскому календарю, я подозреваю, что очень немногие делают это.
Если, например, вы спросите десять случайно выбранных людей, какая сегодня дата по еврейскому календарю, я буду удивлен, если больше одного или двух смогут ответить. Те, кто принадлежит к соблюдающей общине, могут испытывать меньшие затруднения в определении даты, поскольку первый день месяца включен в ежедневные молитвы — как в синагоге, так и дома. Но к середине месяца, чтобы определить текущую еврейскую дату, наверняка потребуется некоторая умственная акробатика.
Кроме того, характер дня, выбранного для праздника, несомненно, должен иметь какое-то значение. День рождения Бен-Гуриона мог бы быть подходящим, если бы он не родился в октябре. И, к сожалению, план раздела Палестины был утвержден ООН 29 ноября — не так далеко после новогодних праздников, поэтому эта дата не может быть претендентом. Таким образом, мы остаемся с самым очевидным для Израиля днем, который можно назвать национальным праздником. Я бы сказал, что настало время привести Израиль в соответствие со всем остальным миром и объективно рассмотреть возможность сделать 1 января официальным днем отдыха.
Я не отрицаю, что существуют религиозные, нееврейские аспекты, связанные с 1 января, но этот день, по большей части, является общепризнанным началом нового календарного года без каких-либо конкретных отсылок к христианству. И Израиль не является исключением.
Фактически, эксперты — во всех средствах массовой информации — уже начали прощаться с 2021 годом, высказывая мнения о человеке года, событии года, фильме года, книге года и даже антисемите года. И точно так же начнут поступать предсказания о пандемии, Иране, коалиции и Нетаньяху, прогнозы о том, чего можно ожидать в следующем году.
С точки зрения Торы, мы находимся в середине 5782 года, но в проекции нашей повседневной жизни мы собираемся поприветствовать 2022 год.
Учитывая стресс, в котором Израиль и весь мир находились последние два года, небольшая передышка от повседневной рутины отнюдь не является неоправданной. И я, кстати, не предлагаю встречать этот день новогодними праздниками или поздравлять друг друга с Новым годом. Такие праздничные чувства приберегаются для еврейского Нового года. Скорее, этот день просто предоставляет возможность для столь необходимого отдыха или качественного семейного времяпрепровождения.
Более того, нельзя сказать, что мы не привыкли к такому перерыву в работе. В течение последних нескольких лет страна по крайней мере ежегодно приостанавливалась, когда предпринимались неоднократные попытки избрать стабильное правительство. Учитывая относительно низкую явку избирателей, можно с уверенностью сказать, что неограниченный выходной день был очень приятен и оценен. И хотя я не знаю, проводились ли какие-либо конкретные измерения, я готов поспорить, что выходной день привел к повышению производительности и эффективности. Именно этого можно ожидать от официального дня отпуска в середине зимы.
Конечно, есть серьезные неотложные дела, которыми должно заниматься наше правительство, поэтому может пройти некоторое время, прежде чем на повестке дня появится закон, объявляющий 1 января национальным праздником. Будем надеяться, что критические вопросы, касающиеся здравоохранения, обороны и безопасности, будут решены, и страна сможет насладиться долгожданным отдыхом 1 января 2023 года.
Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда