После гибели палестино-американской журналистки Ширин Абу Аклех в перестрелке между ЦАХАЛом и террористами в Дженине недоброжелатели Израиля в Вашингтоне поспешили бездоказательно заявить, что Израиль виновен в ее «убийстве» и потребовали введения санкций против еврейского государства.
Демократка Рашида Тлаиб, член Палаты представителей от Мичигана, написала в Твиттере: «Израиль, государство апартеида, получает финансирование на любых условиях от Соединенных Штатов, и не обязан отчитываться за эти средства». Товарищ Тлаиб по партии, член нижней палаты от Миннесоты Ильхан Омар, которую неоднократно критиковали за антисемитские заявления, сказала: «Мы ежегодно предоставляем Израилю военную помощь в размере 3,8 миллиарда долларов, несмотря на постоянные нарушения прав человека».
Антиизраильски настроенные конгрессвимен не одиноки. Пока Израиль и администрация Байдена спорят по поводу иранской сделки, поселенческой политики Израиля и открытия в Иерусалиме специального американского консульства для палестинцев, некоторые комментаторы начали фантазировать о карательных мерах против еврейского государства.
Идея эмбарго на поставки оружия в Израиль или сокращения помощи имеет долгую историю в американо-израильских отношениях. Сегодня, подстегиваемая прогрессивными демократами, она может вновь возникнуть как выражение недовольства США строительством в поселениях или действиями по уничтожению сил и оружия ХАМАСа или «Хезболлы».
Подобные «карательные меры», однако, едва ли возможны на практике. США больше не являются «покровителем» Израиля, а Израиль больше не является «клиентом» Вашингтона.
США не всегда были главным союзником Израиля. До Шестидневной войны 1967 года Израиль обращался с просьбами о поставках оружия к Франции и Великобритании, а президент Джон Кеннеди, например, разрешил продавать еврейскому государству только оборонительные зенитные ракеты Hawk. Только в 1967 году, после того как президент Франции Шарль де Голль отказался от поддержки Израиля в преддверии Шестидневной войны, а затем ввел эмбарго на поставки туда оружия, Иерусалим направил взор за океан.
Однако американцы часто применяли карательные меры в отношении Израиля, ограничивая экономическую и военную помощь. Не являются исключением и годы правления Ричарда Никсона. В 1970 году американские евреи провели демонстрацию против визита президента Франции Жоржа Помпиду в Нью-Йорк. Они сделали это потому, что Франция отказала Израилю в продаже самолетов, а вместо этого поставила их Ливии. Журналист Ричард Ривз заявил, что Никсон был так зол на оскорбление своего иностранного гостя, что заявил: «Эти чертовы евреи думают, что они могут управлять миром».
«Именно тогда, — писал Ривз, — Никсон решил отложить поставку в Израиль 25 реактивных самолетов "Фантом" и 80 "Скайхоков"».
Несколько лет спустя, во время Войны Судного дня 1973 года, Никсон и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер использовали экстренную помощь Израилю в виде вооружений как средство сдерживания контратаки еврейского государства против Египта. В 1975 году Киссинджер, в то время советник президента Джеральда Форда, использовал угрозу «полной переоценки» американо-израильских отношений, чтобы заставить Израиль уйти с Синайского полуострова.
Тактика давления на Израиль продолжалась и во время каденции Менахема Бегина, имевшего напряженные отношения с президентом Картером (в частности, во время переговоров в Кэмп-Дэвиде). Советник Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский неоднократно отказывал Израилю в статусе американского «союзника».
После того как в 1981 году Израиль уничтожил иракский ядерный реактор в Осираке, разгневанный вице-президент Джордж Буш и министр обороны Каспар Уайнбергер потребовали ввести эмбарго на поставку Израилю самолетов F-16. Враждебность Буша сохранялась и в период его президентства, когда он и его госсекретарь Джеймс Бейкер использовали критически важные кредитные гарантии для абсорбции Израилем советских евреев в качестве «дубины», призванной остановить поселенческую деятельность. Бейкер стал печально известен своим заявлением: «К черту евреев. Они все равно за нас не голосовали».
Совсем недавно, во время войны в Газе в 2014 году, администрация Обамы была обеспокоена «жестокостью» ЦАХАЛа и поэтому отказала поставлять ракеты «Хеллфайр», используемые израильскими ВВС для поражения ракетных площадок в Газе.
В предыдущее десятилетие, возможно, после совместной разработки США и Израилем кибероружия Stuxnet в 2010 году, отношения между двумя странами переросли из состояния «патрон-клиент» в отношения партнерства. Обмен разведданными стал более активным; расширилась разработка нового оружия; совместные учения ВВС, ВМС и сил специального назначения вышли далеко за пределы того, что можно было представить раньше.
Израильская оборонная промышленность разработала самые современные киберпрограммы, противоракетное оружие, беспилотники, системы защиты танков, авионику и т.д. США помогали в создании таких вооружений, как система противоракетной обороны Arrow и перехватчики Iron Dome, а иногда и участвовали в их производстве. Хотя Израиль не имел промышленной базы для создания истребителей и военных судов, он разрабатывал системы для их усовершенствования.
По сути, Израиль стал для США иностранным аналогом Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов Министерства обороны. В результате США предоставляют финансирование для партнерских предприятий, а не экономическую или военную «помощь». Все средства, предоставленные США, в Сша и расходуются, что дает рабочие места множеству американцев. Программа «оффшорных закупок», которая позволяла Израилю тратить американские средства на собственные вооружения, была прекращена.
Для обеих сторон имело смысл найти новое место для своего партнерства. В 2020 году Израиль перенес свое взаимодействие с американскими военными из Европейского командования США (EUCOM) в Центральное командование США (CENTCOM). Военно-морская связь и проводимые в результате учения перешли от Шестого флота в Средиземном море к Пятому флоту, базирующемуся в Бахрейне, куда Израиль направил военно-морского атташе.
Израиль предоставил Министерству обороны США возможность в режиме реального времени испытать оружие американских систем в весьма недружелюбном регионе. Лучшей рекламы для потенциальных покупателей F-35 и быть не может.
Сегодня вооруженные силы США и их союзников полагаются на израильские системы вооружений. Армия США закупила и развернула две батареи «Железный купол», которые были закуплены как промежуточная система защиты от крылатых ракет, интегрированная с системами Patriot и THAAL. В марте этого года Конгресс выделил миллиард долларов на создание новых «куполов», хорошо зарекомендовавших себя благодаря перехвату сотен ракет ХАМАСа, выпущенных по Израилю в мае 2021 года. Эти средства были выделены в дополнение к 3,8 миллиардам долларов, которые Израиль получает на оборону в соответствии с 10-летним меморандумом о взаимопонимании, подписанным Обамой в 2015 году. Сегодня израильская система активной защиты Hard-kill Trophy защищает американские танки Abrams и немецкие Leopard от РПГ и противотанковых ракет.
Израиль и США также сотрудничают в области противотуннельной обороны. Американские морские пехотинцы проводили учения со своими израильскими коллегами по противотуннельной обороне. В декабре 2021 года вдоль границы Израиля с Газой было завершено строительство противотуннельной системы «Стальной купол», и проектировщики предполагают, что аналогичная система обнаружения туннелей может быть построена вдоль южной границы США.
Израиль и США сотрудничают, поставляя Германии совместно производимую систему противоракетной обороны дальнего радиуса действия и большой высоты «Стрела-3». Мобильная система противоракетной лазерной обороны «Железный луч» может служить для защиты от ракет и беспилотников, но она гораздо дешевле, чем «Железный купол». Израиль надеется, что система будет введена в эксплуатацию в течении года.
Более того, Израиль не будет продавать ни одну систему, содержащую детали американского производства, без одобрения США.
Политолог Уолтер Рассел Мид очень точно охарактеризовал сегодняшние американо-израильские отношения как «одно из самых тесных и эффективных партнерств в мире. Сотрудничество израильской и американской оборонной и технологической промышленности вносит существенный вклад в безопасность и процветание обеих стран».
Algemeiner, перевод Ларисы Узвалк