После голосования в понедельник коалиция уже никогда не будет прежней. Если до сих пор премьер-министр Нафтали Беннет и министр иностранных дел Яир Лапид могли улыбаться и уверять всех, что для коалиции это «дело обычное», несмотря на то, что она катится от одного политического удара к другому, провальное голосование по законопроекту, направленному на обеспечение израильской юрисдикции над поселенцами в Иудее и Самарии перечеркнуло все шансы на оптимизм.
Правительство Беннета находится на последнем издыхании, и его падение — лишь вопрос времени.
Два политических события в понедельник сигнализируют о скорой гибели коалиции: первый — это не только тот факт, что законопроект о юрисдикции был проголосован, но и то, что депутаты Мазен Ранаем («Раам») и Райда Ринауи-Зуаби («Мерец») голосовали против.
Второй пример: активное выступление покинувшей коалицию Идит Сильман против назначения Матана Каханы на пост министра по делам религий.
Все это означает, что правительство официально потеряло большинство в Кнессете, и с этого момента оно не сможет принимать законы (или голосовать по каким-либо другим вопросам) без поддержки оппозиции.
Таким образом, правительство Беннета превращается в неэффективного калеку: оно не может обеспечить хотя бы дисциплину голосования для своих собственных членов и поэтому постоянно подвергается вымогательству со всех сторон, чтобы обеспечить свое выживание.
Накануне создания правительства его лидеры, особенно из «Ямины» и «Тиква Хадаша», объясняли, что нарушение предвыборных обещаний не входить в правительство с «Раам» и «Мерец» — это меньшее зло и лучшая альтернатива, чем недееспособное правительство, неспособное управлять государственными делами.
В понедельник правительство стало именно таким.
Однако главный вопрос заключается в том, что делать дальше Саару, намерен ли он загладить свою вину или подтолкнуть правительство к крайности. Выдвинув законопроект на голосование на месяц раньше срока и заявив, что он критически важен для выживания правительства, а также отказавшись категорически отрицать, что его партия ведет переговоры с «Ликудом», Саар фактически спровоцировал кризис.
Если дни правительства окажутся сочтены из-за вчерашнего вечера, то именно Саар будет тем, кто выпустил пробку. В настоящее время неясно, на какой результат он рассчитывал, или он осознал масштабы своей ошибки только тогда, когда было уже слишком поздно.
Исраэль а-йом, перевод Якова Скворцова