Шестидневная война, 55-летие которой отмечается в этом месяце, представляет собой исторический переломный момент в истории Израиля и в его отношениях с с арабским миром. В результате войны появилась первая трещина в стене арабской враждебности и неприятия, которая основывалась на непоколебимой вере в то, что арабы в конечном итоге добьются успеха в разгроме и уничтожении Израиля.
Однако, наряду с этим, война стала важным поворотным пунктом в летописи израильско-палестинского конфликта, поскольку ее последствия, по сути, «создали» палестинскую нацию.
В попытке продвинуть «палестинский нарратив» и обосновать претензии на владение Землей Израиля, палестинцы зашли так далеко, что утверждают, будто они не только предшествовали сионистам, пришедшим на Землю Израиля в конце 19 века, но и библейским израильтянам. Палестинцы, утверждают они, являются потомками древних ханаанеев и поэтому имеют первоочередные права на эту землю.
Правда, даже сами палестинцы не покупаются на выдумки, связывающие их с хананеями и иевусеями, которые контролировали Иерусалим до завоевания города царем Давидом. Вот пример: палестинцы систематически уничтожают археологические артефакты, чтобы стереть любое напоминание о еврейском прошлом в Земле Израиля. Примечательно, что они не щадят и те из них, которые относятся к периоду до завоевания израильтянами этой земли.
С другой стороны, очень распространена точка зрения, которую разделяют и многие израильтяне, что палестинское национальное движение, по сути, является зеркальным отражением сионизма. Они утверждают, что оно зародилось в начале 20-го века как ответ местного населения на сионистское движение, которое искало помощи у британцев для заселения земли и создания еврейского государства.
Правда, однако, заключается в том, что Шестидневная война одним махом превратила арабов Земли Израиля в палестинцев.
До войны жители Иудеи и Самарии считались иорданцами и сами себя считали таковыми, а также имели иорданское гражданство.
Ариэль Шарон говорил: «Иордания — это Палестина», когда его просили предложить решение конфликта с палестинцами. Однако на самом деле это высказывание было придумано королем Абдаллой I, дедом нынешнего монарха, который создал иорданскую монархию и аннексировал Иудею и Самарию после Войны за независимость в 1948 году.
В отличие от жителей Иудеи и Самарии, население Газы оказалось под властью Египта и управлялось военными, которые рассматривали прибрежный анклав как часть своей страны и даже не думали о том, чтобы сделать его независимой территорией.
Однако в июне 1967 года арабы втянули Израиль в войну, которой никто не ожидал и никто не хотел. Ценой арабской авантюры стала потеря Иудеи и Самарии, Газы и Синайского полуострова.
Миллионы арабов, которые до этого момента жили под контролем Иордании или Египта, теперь оказались под властью Израиля, и каким-то образом мгновенно «обнаружили» или «были информированы», что они, по сути, являются палестинцами. Их требование быть признанными в качестве народа с национальными правами было быстро поддержано теми же арабскими странами, которые никогда не думали о создании палестинского государства на территориях, находящихся под их контролем, но теперь с готовностью приняли эту идею, чтобы навредить Израилю.
Следует сказать, что нерешительность, колебания и нежелание Израиля определить будущее территорий, захваченных им в Шестидневной войне, не говоря уже о том, чтобы требовать их для себя, сыграли на руку палестинцам, которые стали авангардом арабской борьбы против Израиля.
Само собой разумеется, что арабы Израиля также поспешили присоединиться к этой партии. Вместо того чтобы служить мостом к арабо-израильскому миру и образцом сосуществования, они приняли палестинскую идентичность, которая с 1967 года только мешала их интеграции в израильское общество.
В конце концов, Израиль уступил процессу, который казался неизбежным и необратимым, и в Соглашениях Осло 1993 года признал палестинцев нацией, а ООП — ее представителем.
Так, благодаря победе Израиля в Шестидневной войне, палестинцы появились на свет.
The JewishPress, перевод Якова Скворцова