Как мы рассказывали в нашем предыдущем материале о еврейской жизни в Евпатории, у общины в наши дни имеются как свои праздники и радости, так и пока еще не разрешенные проблемы. О последних мы сегодня и поговорим.
На мой вопрос о том, есть ли у современной еврейской общины г.Евпатория свое здание Хеседа, узнаю, что оно сейчас бедствует и находится в весьма ветхом состоянии, остро нуждаясь в ремонте. По словам молодого, активного раввина Ремесленной синагоги города Мендела Гитмана, которого очень любят местные евреи, пожилые подопечные евпаторийского Хеседа глубоко переживают, чтобы его и вовсе не закрыли: «У них там есть очень хороший музей, и кое-что из экспонатов они нам даже собираются передать. Однако само здание нашего Хеседа сейчас очень нуждается в реконструкции, будучи купленным еще при Украине, располагаясь возле мемориального комплекса "Красная горка"», - объясняет мой собеседник.
Отметим, что Мемориальный комплекс «Красная горка» сооружен на месте братского захоронения жертв Великой Отечественной войны у пересечения проспекта Победы и улицы 9-го Мая, в 7 микрорайоне, там же покоится много евреев.
«Красная горка» включает в себя братскую могилу жертв фашистского террора 1941—1944 гг., памятник морякам-десантникам, памятник «Скорбящая мать» с Вечным огнём, городской парк с площадью для проведения памятных мероприятий, объекты жизнеобеспечения комплекса.
Отрадно, что город регулярно обеспечивает этой территории достойный уход, отлично заботясь о данном объекте, к нему в любое время можно придти и возложить цветы в память о погибших, показать это трагическое место своим детям и внукам, чего нельзя сказать о втором, закрытом пока что для посещения монументе жертвам Холокоста, находящемся в тяжелейшем состоянии. Он расположен в районе станции Евпатория-Товарная, на улице 51-ой Армии, д.4.
Выяснилось, что проход к нему ограничен еще с тех времен, когда Крым относился к Украине. Сейчас монумент по-прежнему располагается на закрытой ведомственной территории Крымской геологоразведки, и доступ к нему по-прежнему перекрыт высоким железным забором и массой бюрократических преград, в чем я убеждаюсь лично, отправившись к расстрельной яме на окраине города, вместе с еврейскими активистами. В этот раз, нас с большим трудом все же пропустили на территорию, где расположен памятник, после 20 минут унизительного ожидания за забором, после звонков в местную охрану и долгих, изнуряющих переговоров с местным Чопом.
Следует подчеркнуть, что на этом самом месте покоятся 2000 евреев, а также крымчаки, военнопленные. Памятник открыли в 1967 году, а в 2002 году, при поддержке еврейской общины города, реконструировали. Именно тогда, на шестиметровой стеле, неравнодушные люди установили плиты из итальянского мрамора. На боковых его плитах изображены символическая Стена Плача и Скрижали Завета с десятью заповедями. А на центральной плите глубоко в мраморе выбиты слова из поминальной молитвы Изкор:
«И прощу я (всем племенам их грехи), но крови народа моего, пролитой ими, не прощу».
Слова заключены в композицию: раскрытые ладонями вверх руки; слева от них — дубовая ветвь (скорбь), сплетенная с лавровыми листьями (слава) и переходящая в колючую проволоку, обвивающую возвышающийся железобетонный столб.
Все это символизирует единение жизни и смерти. Авторами проекта стали председатель общины Ефим Трахтенгерц и директор клуба «Хеседа Шалом» Лидия Вульфович. Воплотить барельеф в камне было поручено известному в городе скульптору, Заслуженному деятелю искусств России Виталию Зайкову.
Разумеется, с годами, памятный объект разрушается, ведь время никого не щадит. Монумент приходит в полную негодность, территория вокруг него сегодня – сильно неухоженная, заброшенная, поросшая высокой травой, массово пробивающейся сквозь асфальт вокруг стелы, все это напоминает полную зону отчуждения. Неподалеку валяются старые выцветшие могильные венки, опрокинутые корзины с бледными, потерявшими краску, пластмассовыми цветами и другой старый кладбищенский мусор, создавая вокруг себя весьма драматичную картину.
Происходящее ныне с памятником можно легко собрать воедино и разбить на отдельные трагические события: забвение, многолетняя изолированность, постепенное разрушение, запущение, приход в упадок, несмотря на долгие и активные усилия общины за право свободного доступа к монументу и ухода за ним. Все происходящее в данной локации — настоящая беда для раввина и для членов общины г.Евпатория. Эти люди уже очень устали от своей изнуряющей борьбы и искренне надеются, что после огласки проблемы на портале «STMEGI.COM», дело, наконец, сдвинется с мертвой точки.
А чтобы нашим читателям лучше понять всю глубину и тяжесть происходящего, сделаем небольшой экскурс в историю. В Энциклопедии «Холокост на территории СССР» (Главный редактор И.А.Альтман, НПЦ «Холокост», 2009 г.), в статье М.И.Тяглого, о г.Евпатории написано следующее:
«В 1939 году в городе проживали 4249 евреев (9% населения). В Евпаторийском районе проживали 1174 еврея (10,4% населения). Накануне немецкой оккупации город покинули 2120 евреев. Евпатория была оккупирована 31.10.1941 года. Тогда, в город прибыло подразделение зондеркоманды 11а.
5 ноября на улице задержали 10 евреев и назначили членами юденрата. Его возглавил Д.Б.Барабаш. Роль еврейского комитета сводилась к регистрации евреев и сбору у евреев ценностей для передачи немецким властям. Евреи обязаны были носить на спине пятиконечные жёлтые звёзды. По сведениям из отчета айнзатцгруппы D, было зарегистрировано 750 человек, по данным юденрата списки евреев и крымчаков Евпатории насчитывали 986 человек.
11.11.1941 года был подписан и издан приказ о сборе всех евреев 20.11. в назначенном месте, под предлогом эвакуации. 20.11. евреев города собрали в трёхэтажное здание, в котором до войны находились курсы усовершенствования командного состава зенитной артиллерии (горожане называли это здание "Военный дом"). По данным ЧГК, туда явилось около 700 человек.
23.11.1941 года, все собранные были расстреляны в противотанковом рву, около аэродрома. По воспоминаниям очевидца, "грудных детей немцы отравляли какой-то жидкостью, намазывая им губы". Принадлежавшие евреям вещи были отвезены в СД и там распределены между его сотрудниками, а остальное имущество было передано в распоряжение городской управы (городской голова - И.И.Епифанов), у здания которой за получением одежды и обуви расстрелянных евреев выстроилась очередь. В подсобное хозяйство евпаторийского СД после расстрела евреев поступило много скота и птицы.
По сообщению евпаторийской ортскомендатуры I (V) 277 от 12.12.1941 года, после уничтожения евпаторийских евреев освободились квартиры, которые были поставлены на учёт; точно так же учёту подлежало имущество расстрелянных – мебель, одежда, утварь. Все квартиры расстрелянных евреев были переданы в распоряжение ортскомендатуры от военного командования города.
В конце декабря 1941 года, евпаторийским отделением СД были арестованы и заключены под стражу в подвалы здания СД до 150 евпаторийских крымчаков. Вскоре служащими СД они были вывезены на "Красную горку" и там расстреляны.
Помимо евреев-ашкеназов и крымчаков, в Евпатории проживали караимы. Лидеры евпаторийских караимов ощущали опасность, которую нёс оккупационный режим, и предпринимали все усилия для того, чтобы отвести от общины угрозу. Видимо, как одно из возможных средств, которое могло бы содействовать этому, они рассматривали материальный подкуп карательных органов и принесли евпаторийской команде СД "довольно значительное количество" изделий из золота.
После уничтожения основной массы еврейского населения проводились облавы, с целью выявления и уничтожения скрывавшихся евреев. Пойманных 26.2.1942 года содержали в арестном помещении до тех пор, пока их не набиралось минимум 10 человек. Затем жертвы на грузовике доставлялись к противотанковому рву севернее Евпатории и расстреливались. 15 марта 1942 года были казнены 15 горских евреев из колхоза имени Шаумяна (ещё 97 человек казнили на месте)».
«Верю, что кто-то с материка наконец откликнется на нашу беду! Отчаянно просим дать нам доступ к памятнику, чтобы там был организован такой же мемориал, как и на "Красной горке". Помимо свободного прохода к монументу, требуем провести в этой зоне - размежевание, также нам очень важно найти средства на реконструкцию сооружения, ведь с годами он рассыпается, приходит в негодность. Да, 7 мая там проводился субботник, о чем власти нам сообщили в ответных бумагах, но согласитесь - на давно заброшенной и неухоженной территории с высокой травой и колючими сорняками, веник не принесет большой пользы. Там нужен совершенно иной подход, глобальная реконструкция, восстановление памятника, качественный уход, скамейки, материальные вложения, чтобы люди могли посидеть, отдохнуть в этом комплексе, привести туда своих детей, внуков, чтобы туда могли свободно и легко, в любое время приходить те же педагоги, студенты и школьники, исследователи, научные сотрудники...», - сокрушается раввин.
На данном памятном объекте также до сих пор не установлена мемориальная плита с именами всех погибших, имена расстрелянных — и поныне неизвестны широкой общественности. Еврейская община города постоянно бьется за свои права, пишет письма различным вышестоящим органам, но регулярно получает отписки. Когда к монументу погибшим приезжают родственники расстрелянных, они также не могут туда зайти.
«Наша евпаторийская община пытается провести там уборку своими силами, несмотря на отваливающуюся плитку и общую разруху вокруг. Однако, каждый наш проход к монументу начинается со скандалов, нас не пускают на эту территорию, нам приходится долго стучать в забор, звонить на охрану, мучительно согласовывать свой проход, терпеть регулярные унижения и скандалы. И так – каждый раз! Просто так, к монументу жертвам Холокоста — пройти невозможно. А мы ходим сделать там современное, достойное общественное пространство, куда приезжали бы учащиеся, туристы, историки, родственники погибших, обычные граждане...» - в сердцах возмущается активист общины, которого часто можно встретить в Ремесленной синагоге - Геннадий Прицкер, узнавший о многострадальном монументе в 2012 году и с тех пор написавший местным чиновникам не одно письмо: «Это - территория закрытая, ведомственная. И когда мы, после всех перипетий и скандалов, наконец попадаем к памятнику, чтобы убраться там и прочитать Кадиш, положить к его подножию цветы, мы должны заранее, при входе предъявлять охраннику паспорта, записывать у него свои имена и фамилии. Все это – очень больно, унизительно, несправедливо и печально. А обиднее всего, что половина жителей города и вовсе не знает про это трагическое место, значимость которого – ничуть не меньше остальных крымских мемориалов жертвам нацизма, о которых наши власти заботятся», - завершает свое грустное повествование Геннадий Прицкер.
Действительно, спустя многие годы после того, как наш народ одержал тяжелейшую Победу в Великой Отечественной войне, очень хочется надеяться, что после огласки данной проблемы, ситуация в Евпатории начнет меняться в лучшую сторону, местные власти наконец услышат раввина Евпатории, членов еврейской общины своего города и пойдут им навстречу, открыв проход к памятнику, позволив начать его реконструкцию, сделав его доступным для свободного посещения гражданами.
Для тех, кто хочет помочь общине, оставляем контакты:
+7 978 824-19-51 Геннадий Прицкер, есть вотсап, местный активист, бьётся за памятник с 2012 года.. https://m.vk.com/id640759946 ; gena.pritsker.1974@mail.ru
+7 988 331 27 76 и + 7 978 981 60 37 — Раввин Мендел Гитман.