|
Яна Любарская
Яна Любарская

Еврейский Симферополь Анатолия Гендина

Еврейский Симферополь Анатолия Гендина

Анатолий Гендин — региональный представитель в Республике Крым «Федеральной Еврейской Национально — Культурной Автономии», председатель «Местной Национально-Культурной Автономии евреев городского округа Симферополя», председатель местной религиозной организации «Община ортодоксального иудаизма «Нер-Томид» и просто — очень хороший, интересный человек, его уважают в Крыму и власти, и местные жители, и представители самых разных конфессий. К его мнению прислушиваются, с ним советуются, ему полностью доверяют. Когда этим летом я занималась проблемой изолированного от людей, евпаторийского монумента жертвам Холокоста, он, один из немногих, быстро откликнулся и дал мне несколько советов, объяснил, куда могу обратиться с этим вопросом. С его именем также прочно ассоциируется симферопольская синагога «Нер-Томид», проект здания которой был когда-то одобрен Строительным Отделением Таврического Губернского Правления. Сегодня, эта синагога является объектом культурного наследия регионального значения.

***

- Уважаемый Анатолий Исаакович, где вы родились, кто вы по основной профессии?

- Родился в эвакуации, 12 декабря 1944-го года в Амурской области. Окончил Симферопольский строительный техникум Министерства обороны Главного военного строительного управления СССР (1964), Севастопольский приборостроительный институт (1975г.), по специальности я - инженер-строитель. 

- Мне известно, что вы награждены рядом серьезных и почетных грамот. А где изучали еврейские традиции и обычаи, чтобы профессионально погрузиться в эту сферу?

- Прошел много обучающих семинаров с 1995-го года при Израильском культурном центре в Одессе, на семинарах Еврейского агентства «Сохнут», на семинарах Главного духовного раввина России Адина Штейнзальца, в Религиозном объединении Общин прогрессивного иудаизма Украины. 

- Погиб ли у вас кто-то из близких во время Великой Отечественной войны, Холокоста? 

- Слава Богу, все живы. Предлагаю вашему вниманию одну из фотографий на День Победы в Симферополе, на ней — мой отец с братьями, которые прошли войну. Справа младший брат отца – Израиль Гендин, у него имеются награды даже европейских стран, следующий — старший брат отца — Наум Гендин с женой Маней, мой отец Исаак Гендин (видны ордена Красной Звезды и Красного знамени) и мой двоюродный брат Давид Хоронский. 

- Когда, при каких обстоятельствах вы пришли в еврейскую общинную жизнь в г.Симферополе? Есть ли у вас еврейское имя, придерживаетесь ли кашрута в питании?

- В 1991-м году, после двухлетнего контракта, я вернулся из ЮГВ (Южной группы войск), где работал специалистом по строительству. В 1992-м году вышел Указ Президента Украины по возврату культовых объектов. Но никто не знал, как это правильно оформить, ни мы, ни наша власть. Вот тогда председатель еврейской организации обратился ко мне, как к бывшему сотруднику Управления капитального строительства симферопольского горсовета. Мы, в свою очередь, обратились к председателю горсовета с исторической справкой по синагоге Симферополя «Нер-Томид», и он, своим распоряжением, передал нам здание синагоги общественной организации в пользование. Я к этому времени вошел в Совет Объединенной еврейской общины Крыма, а в 1995-м году был избран сопредседателем. Всего, нас было три сопредседателя. Однако, подобная структура хороша лишь в период становления, а в период работы — становится препятствием. В 1997-м году у нас прошла конференция, и я стал уже председателем. Мое еврейское имя — Нафтолий. Моя жилая площадь позволяет мне иметь только один холодильник, кашрут держу по возможности. 

- Как изменилась ваша еврейская жизнь, как руководителя, после присоединения Крыма к России?

- В первое время нам пришлось очень сложно. Банки с нашими деньгами ушли, Украина обнулила наши счета. Централизованная организация из Киева нам уже не могла помогать, а Российская централизованная организация тоже не могла помогать, т.к. Крым находился под двойными санкциями, а наши местные банки, повторюсь, не функционировали. Мои побратимские еврейские общины из Эванстоуна и Лондона также потеряли в этот момент возможность оказывать нам поддержку, хотя раньше они нам помогали более 10-ти лет. Голландский еврейский гуманитарный фонд отправил нам выигранный грант, который был арестован их же европейскими банками. Ну а остальные сказали нам, что «когда мы были в бедной Украине, то они нам помогали, а теперь мы перешли в богатую Россию, и якобы помощь уже не нужна». Но в эти тяжелые дни мы выстояли, все выдержали и продолжаем работать… 

- Вы — региональный представитель в Республике Крым «Федеральной Еврейской Национально — Культурной Автономии», председатель «Местной Национально-Культурной Автономии евреев городского округа Симферополя», председатель местной религиозной организации «Община ортодоксального иудаизма «Нер-Томид». Чем занимаются все эти организации, чем они отличаются? 

- Начну с НКА (национально-культурных автономий). Их основные цели: содействие сохранению самобытности  языка еврейского народа, удовлетворение национальных и культурных потребностей, возрождение и развитие национальных традиций и культуры, развитие и укрепление межнациональных связей и дружбы между всеми народами. Разница в том, что местная НКА работает на территории муниципального образования городского округа Симферополя, а региональная — на территории Республики Крым. Религиозная организация создана в целях совместного исповедания и распространения религии ортодоксального иудаизма, совершения богослужений и других религиозных обрядов, обучению религии и религиозного воспитания своих членов организации.

У нас есть две синагоги, одна — на улице Краснознаменная, 78 – это здание, приспособленное под работу синагоги, где проведен ремонт, а службы там проводит главный раввин Республики Крым — Йехезкель Лазар. Вторая синагога находится на ул.Сергеева-Ценского, 61. Ей  — 128 лет, это — памятник культурного наследия регионального значения, и сегодня, здание синагоги остро нуждается в ремонтно-реставрационных работах.  

- Что прихожане могут получить у вас, придя в общину, уже вне шаббатов? Сколько человек обычно заглядывает к вам по пятницам? 

- Они могут получить у нас шаббатние и продуктовые наборы, подарки к еврейским праздникам, этим занимаются специальные службы раввина. С учетом подготовки к реставрационным работам в «Нер-Томид», я сократил свои программы и предложил всем посещать шаббатние службы у раввина Йехезкеля Лазара. И многие сегодня так и сделали. Но есть 5-15 человек, которые ко мне ходили более 20 лет — и на шаббат, и на авдалу, и в другое место они точно не пойдут, или вообще перестанут посещать еврейский молельный дом. Медицинскую помощь наши евреи имеют возможность получать через Хеседы.  

- Проверяете ли документы своих прихожан, вернее, их еврейские корни? Или ваши двери открыты для всех? Как думаете, почему организация «ФЕНКА» назначала на эту должность именно вас? 

- Начну с вашего первого вопроса. Документы проверяю один раз, после этого человек может приходить в синагогу или как член, если у него есть еврейские корни, или — как друг общины. По поводу вашего второго вопроса, то за 10 дней до Референдума у меня появились представители «ФЕНКА», рассказали о ее деятельности и пообещали, что если Крым войдет в состав РФ, то «ФЕНКА» будет нам помогать. Мы тогда вместе провели пресс-конференцию, где я и мои коллеги из Ассоциации еврейских организаций и общин Крыма призвали всех крымчан голосовать за воссоединение Крыма с Российской Федерацией. Некоторые герои «Крымской весны» тогда мне говорили, что я очень поторопился со своим призывом. Но я привык рисковать, и оказался прав. А через месяц я уже был у Президента «ФЕНКА», который меня очень радушно встретил и познакомил с некоторыми профильными управлениями в Администрации Президента РФ.

- В каких городах Крыма нацисты убивали евреев в период Холокоста, что сегодня вы делаете на своей земле для сохранения исторической памяти? 

- Холокост происходил во всех городах и поселках Крыма, где проживали евреи и крымчаки. У немцев была программа «Окончательного решения еврейского вопроса», т.е. полного уничтожения европейских евреев. В Крыму имеется более 150 мест массовых расстрелов евреев и крымчаков. И большинство из них не отмечены ни памятниками, ни знаками. 11 декабря, на траурном митинге у расстрельного рва, на 10-м километре трассы Симферополь – Феодосия, где по разным меркам было расстреляно до 26 тысяч человек, я сказал, что есть программы, с которыми одни евреи, без поддержки Крымской власти, сами не справятся. Речь идет о благоустройстве и защите таких трагических мест. 

- Хоронят ли сейчас евреев на еврейском кладбище Симферополя, по всем нашим традициям? 

- Еврейское кладбище Симферополя было закрыто в 1964-м году. В наши дни, по моему обращению, городом выделен сектор №161 для евреев на городском кладбище. Похороны по еврейской традиции, а также бар-мицвы, бат-мицвы, хупы, у нас проводит служба раввина Й.Лазара.  

-  Что вам дает силы для работы даже в такие сложные времена?

- За последние тысячелетия многие народы исчезли с карты мира, а евреи живут и работают. История нам говорит, что наш народ находится под защитой Творца, что и дает нам силы преодолевать многочисленные трудности.  

- Вы — главный редактор еврейской газеты «Шолэм». Где она распространяется, кто ее основной читатель? Какие современные проблемы освещает газета? Что нужно сделать, чтобы газета также появилась в интернете, чтобы ее могли читать те же жители Израиля, США, Европы? Почему у нее нет сайта, можно ли ее выкладывать на сайт структуры «ФЕНКА», например?

- В 1995-м году редактор газеты «Шолэм» уехал на ПМЖ, и мне пришлось вспомнить армейскую школу военкоров, и взять газету под личную опеку. Так я стал ее главным редактором. Газета освещает как жизнь евреев Крыма, так и события в Российской Федерации и в дальнем зарубежье. По интернету газета рассылается по регионам РФ в отделении «ФЕНКА». Своего сайта у нас нет. У меня на это просто нет времени. Наверное, попрошу коллег из «ФЕНКА» выкладывать «Шолэм» на их сайт. 

- Сталкивались ли с какими-либо проявлениями антисемитизма в Симферополе?

- Бытовой антисемитизм никто не отменял. Последний раз, серьезное происшествие произошло у нас в феврале 2014-го года, когда на синагоге написали ночью «смерть жидам». Его поймали, когда захотели, через год…

- Бывали ли в Израиле, не думали ли о совершении алии?  

- В Израиле бывал много раз: на 33-м Конгрессе сионистов в Иерусалиме, на международной Конференции журналистов еврейской прессы, на семинарах для еврейских журналистов в Институте иудаизма раввина Адина Штейнзальца и т.д. Но говоря об алие: я еще не выполнил все программы, которые меня держат в Симферополе, одна из них — восстановление, реконструкция синагоги «Нер-Томид». 

- Вы выпустили ряд книг…   

- Верно. Это две книги «Евреи — колхозники», в соавторстве с прекрасным человеком, историком, краеведом, журналистом, преподавателем Николаем Готовчиковым, повествующие о переселенцах в 20-х годах прошлого столетия, для освоения засушливых степных районов Крыма. Это также книга о 68-ми спасителях евреев, под названием «Праведники народов мира в Республике Крым». Почти готова к изданию третья книга «Судьбы евреев — колхозников».

- С какими проблемами сегодня сталкиваетесь, как руководитель общины? 

- У многих руководителей еврейских общин, проблемы сегодня одни и те же: финансирование, отсутствие офиса, привлечение в синагогу еврейской молодежи. 

  Для желающих поддержать еврейскую общину под руководством Анатолия Исааковича в г.Симферополь, отправить средства на реставрацию синагоги «Нер-Томид» и на другие нужды данной организации, оставляем э-мейл Г-на Гендина: aeook@mail.ru


Похожие статьи