|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

По следам старых фотографий. О судьбах семей Надот и Цальман

По следам старых фотографий. О судьбах семей Надот и Цальман
Роза Надот с дочерьми

Светлана Александровна Асланбекова, жительница Дербента, передала в местный еврейский музей при синагоге «Келе-Нумаз» старые фотографии большой семьи. Она бережно хранила их много лет, а когда узнала о музее, решила передать их туда на хранение.

Много лет фотографии «молчали», но однажды удалось узнать кое-что о людях, изображенных на них.

На фото изображены члены семьи по фамилии Надот. В первую очередь о фото, на которой запечатлены Роза Надот и ее пять дочерей: Таисия (Гися), Рая, Рива (Ревекка), Двойра (Дора) и Геля. Известно, что приехали они в Дербент из Ставрополя в 1930 году. Большая семья спасалась от голода. Мать с дочерьми поселилась в доме на улице Ленина, 54.

Надот Таисия (Гися) во время войны работала в госпитале №1628 Дербента медсестрой. Умерла в 1942 году от воспаления легких, похоронена на дербентском воинском кладбище.

Надот Т. М. (Таисия Матвеевна)

Документ, уточняющий потери

Дата рождения: __.__.1906

Воинское звание: медсестра

Причина выбытия: умер

Первичное место захоронения: Дагестанская АССР, Дербентский р-н, г. Дербент, воинское кладбище

Фамилия Надот

Имя Гися

Отчество Матвеевна

Последнее место службы: ЭГ 5062 (Дербент)

Воинское звание: медсестра

Причина выбытия: умер от болезни (воспаление легких)

Дата выбытия 29.10.1942

Госпиталь ЭГ 5062

У Гиси остался сын Матвей, которого она назвала в память о своем отце. Об этом мне удалось узнать благодаря социальным сетям. Тофик Мамедов из Баку отозвался: «Я знал Надота Матвея, он жил в Баку, его родные жили в Дербенте. О родных мне ничего не известно: он дважды был женат,  но детей не было. 14 лет назад он уехал в Германию. У него был рак желудка, ему сделали операцию, и он прожил 12 лет, а в 2012 г он умер и там похоронен.  В столице Азербайджана Баку он жил один и о его родных ничего никому не известно».

Другая сестра, Рива (Ревекка), 1917 года рождения. Скончалась в 2000 году, в последние годы страдала болезнью Альцгеймера и нуждалась в уходе. Светлана в течение семи лет ухаживала за ней. Ревекка Матвеевна похоронена на иудейском кладбище в Дербенте. Также Светлана рассказала, что тетя Рива (так она ее называла) работала кассиром в городском банке. Дора (Двойра) была почтальоном, местные жители ее также хорошо знали. Рива и Дора замуж не вышли, они воспитали Матвея, сына умершей сестры Гиси. Рая Надот вышла в Дербенте замуж за азербайджанца. Ее дети скрывали, что их мама еврейка. Тайком они приезжали на похороны Ривы.

О самой Розе и о Гиле мне ничего не удалось узнать.

Но вместе с фото Надот хранились фото семьи Цальман, сделанные в Ворошиловске (Ставрополе) в 1934 году.

На обороте надпись: Софа Цальман, девочке 11 лет. В 1941 году Софа Цальман стала студенткой математического факультета педагогического института. Ее брат Хэма был на шесть лет младше. На фото есть и Феня Цальман. Почему фото были присланы в Дербент?

Светлана Александровна помогла разобраться и в этом. Рива Надот часто рассказывала ей, что Феня Цальман и Роза Надот были сестрами. Роза просила сестру переехать в Дербент, но Феня отказалась. Муж Фени, Исаак, был портным, голод им не грозил: семья ни в чем не нуждалась. Но увы… В жизни человека подстерегает много опасностей, среди которых страшен не только голод. Я не знаю, что случилось с Исааком, но его жена и дети стали жертвами Холокоста.

Цальман Феня - Фаина.jpg
Феня Цальман

Рива Надот рассказывала, что их сожгли заживо.

Вот, что написала в анкетах музея «Яд ва Шем» Майя Фукс.

Феня Цальман родилась в 1888 году. Отец: Исаак. Заготовитель. Женат / замужем: супруг Исаак. Место жительства до войны: Ворошиловск, (СССР). Место во время войны: Ворошиловск, (СССР).

Софья Цальман родилась в1923 году, место рождения: Ворошиловск, Россия (СССР). Отец: Исаак, мать: Феня. Студент / студентка. Холост / не замужем. Место жительства до войны: Ворошиловск, Россия (СССР). Место во время войны: Ворошиловск, Россия (СССР).

Хема Цальман родился в 1930 году, место рождения: Ворошиловск, Россия (СССР). Отец: Исаак, мать: Феня. Ученик / ученица. Ребенок. Место жительства до войны: Ворошиловск, Россия (СССР). Место во время войны: Ворошиловск, Россия (СССР).

 Майя Фукс Каннская из израильского Од-а-Шарон в разделе «Кем приходится вам Софья»  указала: двоюродная сестра мамы. Семья Цальман была расстреляна 12-15 августа 1942 года, в период нацистской окупации Ставрополя.

Оккупация в Ставрополе

(2 августа 1942 года – 25 января 1943 года)

Немецкие войска вторглись в край 2 августа 1942 года и к концу месяца оккупировали практически всю его территорию.

Захватчики установили «новый порядок»: ввели комендантский час с 7 часов вечера до 4 часов утра, наравне с рублем к оплате стали приниматься германские рейхсмарки и пфеннинги, названия населенных пунктов и учреждений писались на двух языках – немецком и русском, лечение в больницах и обучение детей в школах стали платными, все мирное население обязывалось выходить на принудительные работы. Общая сумма ущерба, нанесенного всем отраслям народного хозяйства, а также населению края составило более 14 миллиардов рублей.

С первых дней оккупации проводились массовые расстрелы мирного населения. За пять с половиной месяцев в крае погибло более 32 тысяч человек.

Территория Ставропольского края освобождена от оккупантов в период с 4 по 25 января 1943 года.

Всего на территории Ставропольского края было уничтожено 31 645 мирных граждан. Значительная их часть - около 19 700 человек - составляют жертвы Холокоста. Основные карательные акции прошли в августе – сентябре 1942 года, когда было истреблено 18 150 евреев.

15 ноября 2017 г. в Ставрополе, в Русском лесу, в рамках программы Российского еврейского конгресса (РЕК) «Вернуть достоинство» состоялась церемония открытия монументального памятника жертвам Холокоста, созданного на средства общины евангельских христиан, фонда социальной помощи и поддержки «Эвен-Эзер», РЕК, бизнесменов и благотворителей.

Цальман - Софья и Хэма. 1934 г..jpg
Софья и Хэма Цальман 

Фото семьи Цальман будут переданы мною в музей «Яд Вашем» вместе с анкетами.

Похожие статьи