Польскому историку, директору Польского центра исследований Холокоста профессору Барбаре Энгелькинг к скандалам не привыкать. Все последние годы она является одной из главных фигур неутихающих споров о роли и участии поляков в Холокосте.
Суть споров проста. С точки зрения центра, возглавляемого Энгелькинг, ряда научных институций Израиля, его правительства и еврейских организаций, в официальной исторической концепции современной Польши коллаборационизм в Холокосте значительно преуменьшается. С точки зрения польского государства и ряда ученых, коллаборационизм поляков и вина в уничтожении евреев значительно преувеличиваются, а действия поляков по спасению евреев — недооцениваются, Обе стороны обвиняют друг друга в грубом искажении исторической действительности.
Эти споры давно вышли за рамки чисто научно-исторической полемики, приобрели всеобъемлющий характер, вплоть до уровня судебных разбирательств и правительственных заявлений Израиля и Польши.
Всем памятен скандал августа 2021 г., когда президент Анджей Дуда принял решение подписать закон о реституции имущества евреев, пострадавших во Второй мировой войне. Израиль назвал этот документ «антисемитским и аморальным», и глава МИДа еврейского государства Яир Лапид отозвал поверенного из Варшавы.
Но еще раньше был подан иск против польско-канадского историка Яна Грабовского и той же Барбары Энгелькинг с обвинениями в клевете, содержащейся в их книге «Ночь без конца. Судьбы евреев в некоторых районах оккупированной Польши»: исследователи утверждали, что староста одной из деревень был пособником нацистов. Суд потребовал от историков принести извинения. Разгорелся очередной скандал, который сводился к спорам о праве историков на свободные исследования, не зависимые от политических приоритетов государства.Апелляционный суд, вероятно не без давления мировой научной общественности, отменил это решение и подтвердил право на свободные научные исследования. Но это был только один из подобных судебных исков. Так, в 2008 г. иск был подан против историка Яна Гросса, в связи с публикацией его книги «Страх», где историка обвинили в очернении поляков. Выход каждой такой книги, как и фильма, типа «Колосков», провоцирует бурную полемику в польском обществе, в которую включаются и сторонние силы, прежде всего из зарубежных академических кругов. И главными фигурантами этих споров являются как раз вышеуказанные фигуры: Барбара Энгелькинг, Ян Грабовский и Ян Гросс. Еще не прошло и месяца, когда разгорелся очередной скандал: Национальный банк Польши выпустил серебряную монету, посвященную Юзефу Курасю, как борцу с коммунистическим режимом.
В ответ польская еврейская община во главе с главным раввином Михаэлем Шудрихом выступила с протестом, обвинив Курася в насилии над пережившими Холокост евреями. Протест поддержали крупные зарубежные еврейские деятели, а также Барбара Энгелькинг и Ян Грабовский. И вот новый скандал, вышедший на правительственный уровень. 19 апреля, в честь 80-летней годовщины Восстания в Варшавском гетто, историк выступила в программе крупнейшей частной польской телекомпании TVN, заявив, что поляки не стали союзниками евреев во время преследовании последних, и что помощь поляков евреям преувеличивается.
В ответ польский премьер Матеуш Моравецкий в пространном твите обвинил Энгелькинг в искажении реальности. Он приводит многочисленные имена праведников-поляков, многие из которых погибли. При этом он утверждает, что вина за Холокост лежит на всем человечестве, а также что стены гетто фактически «не отделяли еврейское население от поляков» в их общей борьбе против нацизма. Это утверждение представляется несколько странным, равно как выглядит неудачной развернутая ссылка на канадско-шведского историка Гуннара Паулсона в поддержку своих аргументов. Премьер Моравецкий, видимо, не в курсе, что Гуннар Паулсон как раз был редактором двух книг Барбары Энгелькинг, т.е. разделяет ответственность за то, что она в них писала. А писала она прямо противоположное тому, что утверждает премьер Моравецкий: что евреи «могли чувствовать себя спокойнее в гетто», чем находясь среди поляков, от которых непонятно что было ожидать. Но реакцией премьера дело не ограничилось.
Регулятор польского телерадиовещания объявил, что подаст иск против TVN, министр просвещения Пшемыслав Чарнек пригрозил лишить центр, возглавляемый Энгелькинг, государственного финансирования, а член Европарламента от правящей партии Доминик Таржинский заявил, что потребует уголовного преследования Энгелькинг за оскорбление польского народа. Напомним, в 2019 г. Тарчинский сделал широковещательное заявление, что в Польше нет антисемитизма. Как и водится, на защиту Энгелькинг тут же встала международная академическая общественность. Уже почти 800 ученых (в т.ч. огромное число деятелей науки польского происхождения) и научных учреждений из разных стран мира, включая 11 израильских организаций, среди которых «Яд Вашем» и Музей борцов гетто, подписали заявление, осуждающее гонения со стороны государства против историка и ее центра, объявив их частью избирательной кампании в Польше: «Мы, нижеподписавшиеся ученые, включая исследователей Второй мировой войны, Холокоста и польско-еврейских отношений, хотели бы выразить наше неприятие политическим атакам на проф. Барбару Энгелькинг, директора Центра исследований Холокоста (Институт философии и социологии Польской академии наук) в Варшаве. Мы считаем крайне опасными и неприемлемыми тенденции к цензуре и представления, согласно которым продолжение финансирования академических институтов должно зависеть от того, насколько эти исследования соответствуют ожиданиям политиков.
Подобные действия нацелены на то, чтобы другие ученые отказывались от исследований, способных вызвать такого рода кампанию ненависти. Мы не приемлем попытки дискредитации многих лет исследовательских изысканий, результатами которых стали публикации признанных издательств в Польше и за рубежом, и рецензий коллег, компетентных в области исследований Холокоста. Мы не приемлем идею сделать предмет, требующий тщательного и подробного исследования – как оно представлено у проф. Энгелькинг – частью избирательной кампании». Со временем, конечно, буря утихнет. До нового скандала, поскольку болезненная тема польско-еврейских отношений вряд ли когда-нибудь будет закрыта.