|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

История первого (и последнего) израильского автомобиля

История первого (и последнего) израильского автомобиля
Стилизованная «Сусита» на выставке Фото: Rami Shllush

Наконец-то это случилось: автомобили, которые высмеивались как коммунистическая рухлядь, становятся объектами ностальгии. В Берлине можно прокатиться на гедеэровском «Трабанте» с кузовом из дюропласта — комбинации пластика и хлопковых волокон, которые заменяли металл.

Есть также польский FSO и югославский Yugo, и даже представитель капиталистического мира. В музее BMW в Мюнхене целая комната посвящена BMW Isetta — крошечному автомобилю итальянского плана с дверью спереди и мотором от мотороллера сзади, пишет Haaretz.

В конце сентября в Хайфе состоялось открытие выставки, посвященной «Сусите», израильскому автомобилю, напоминающему «Трабант» производство которого началось в 1960 году.

Две «Суситы» стоят у городского музея Хайфы, а на стенах рядом с видеоэкранами висят фотографии и документы. Здесь есть на что посмотреть; в конце концов, в первые годы существования Израиля у страны были претензии на роль автопроизводителя мирового уровня.

002478.jpg
«Сусита» на выставке в городском музее Хайфы (Rami Shllush)

Развивающиеся страны, такие как Южная Корея, производят автомобили с 60-х годов, а с 90-х — даже Вьетнам. В 2018 году Турция запустила бренд электромобилей при значительной государственной поддержке.

В 50-60-е годы в Израиле было два автопроизводителя: E. Ilin Industries (основана в 1951 году) и Autocars (основана в 1957 году Ицхаком Шубински). Autocars производила «Суситу».

На самом деле это были просто сборочные заводы. И. Ильин собирал автомобили из элементов, присылавшихся из Европы и США, включая Renault Dauphine, Willys Jeep и Studebaker Lark.

У Шубински была другая идея. Он попросил британскую компанию Reliant Motors, которая специализировалась на производстве стеклопластиковых трехколесных автомобилей, разработать четырехколесную модель. Автомобиль был спроектирован и частично построен в Британии, но его кузов был изготовлен вручную в Израиле, поэтому «Сусита» считается первым израильским автомобилем.

«В «Сусите» есть определенная романтика, — говорит Йохай Шинар, эксперт по истории израильского автопрома и научный консультант выставки. — Но это была налоговая афера Шубински, не более того».

По словам Шинара, «Шубински, основатель Autocars, попросил разрешения начать с чего-то. К концу 50-х годов налог на импортные автомобили составлял 250 процентов, а Autocars платил 35 процентов за импортируемые детали, и Шубински пообещал углубить израильское производство.

bb9e2bb48bc9f46dbdaa815298052f3eced12729.jpg

«Чтобы не тратить иностранную валюту, большое количество автомобилей предназначалось для экспорта. Это абсурд: открыть завод в какой-то богом забытой стране и в первый же день начать экспорт». Компания Seat, которая также была основана в 1951 году, начала экспортировать автомобили только через 14 лет, а Nissan и Toyota — еще через много лет».

Что касается продукции Autocars, то в первые годы это была полностью британская продукция, говорит Шинар. «Производство всех систем находилось в Британии; двигатели и шестерни закупались за границей. Автомобили даже не были разработаны в Израиле».

У компании Autocars были свои взлеты и падения; ее автомобили страдали от проблем со сборкой и качеством. Сегодня «Сусита» стоит 99 500 шекелей (26 400 долларов), меньше, чем любой другой небольшой автомобиль.

Но в 1967 году универсал Sussita 12 стоил 10 970 израильских фунтов, что примерно на 1000 фунтов больше, чем Hino Contessa 1300, японский семейный автомобиль, также собиравшийся в Израиле. Европейские конкуренты, такие как Vauxhall Viva и Fiat 124, стоили как минимум на 30 процентов дороже: Vauxhall Viva — 14 350 израильских фунтов, а Fiat 124 — 15 960.

Сегодня Fiat 124 стоит 145 000 шекелей, в то время как Sussita — 99 500. В любом случае, Sussita была популярна среди офицеров ЦАХАЛа.

«Есть два способа рассказать историю Autocars, — говорит Ифат Ашкенази, куратор Хайфского городского музея и сокуратор выставки Sussita. — Можно говорить о Шубински как об аферисте, но можно и как о человеке дальновидном. У него была мечта сделать израильский автомобиль».

002489.jpg

Ави Вайсблай, снявший документальный фильм о «Сусите»

Ашкенази упоминает о стремительном расширении компании Autocars — от маленького завода в Хайфе до крупного предприятия в ее пригороде Тират-Кармеле. В 1969 году, под давлением правительства, Autocars приобрела компанию E. Ilin, но ее продукция не улучшалась достаточно быстро, а иностранные автомобили были намного лучше. В начале 70-х Autocars подал заявление о банкротстве, а через десять лет его завод перестал выпускать автомобили.

Шинар, научный консультант выставки, винит не только компанию. «Не было достаточной поддержки государства, не было профессионального ноу-хау, и бизнесмены воспользовались этим», — говорит он.

На выставке Ашкенази и Ави Вайсблай, режиссер-документалист, который снял фильм о «Сусите», не игнорируют и более неприятные моменты истории, такие как протесты рабочих завода в Тират-Кармеле, первых жертв краха израильской автомобильной промышленности.

И выставка — это выставка, а не автошоу. Здесь вы не найдете классических хромированных автомобилей, только эти два экземпляра у входа, любезно предоставленные семейным собранием Вертхаймеров.

«Есть вещи того периода, по которым можно тосковать, особенно чувство, что приходится обходиться малым, — говорит Вайсблай. — Я считаю, что наследие “Суситы” — это не только Шубински, хитроумный бизнесмен, но и рабочие фабрики. Я разговаривал с некоторыми из них, и по сей день они очень гордятся своей работой и автомобилем, который они собирали. Этого не хватает сегодня — мы увлечены высокими технологиями и потеряли низкие технологии. Война заставляет нас понять, насколько важны простые, обыденные вещи, и что нельзя полагаться только на сложные технологии».

В видеоролике, представленном на выставке, Ниссим Тамир, владелец авторемонтного гаража, работавший в Autocars, заявляет, что «сегодняшние автомобили не выживут. Это все электроника, все компьютеризировано. Любая небольшая неполадка останавливает работу автомобиля».

Как и у многих других автомобилей той эпохи, у «Суситы» не было даже кондиционера, что было проблемой, когда двигатель нагревал салон.

Более мягкие сиденья были доступны только для модели Rom Carmel 70-х годов. И, конечно же, не было усилителя руля; нужно было быть довольно сильным, чтобы повернуть руль и нажать на сцепление.

Также на выставке представлен проект Школы дизайна и визуальных коммуникаций «Тилтан», которая создала для выставки две компьютерные игры. А в сотрудничестве со Школой дизайна NB студенты создали продукты, вдохновленные «Суситой».

Например, мы видим доски для серфинга, сделанные из того же материала, что и «Сусита», и закуску для верблюдов, вдохновленную мифом о том, что эти звери любили лакомиться «Суситами».

После того как в 1981 году закрылась компания Autocars (в последнем варианте - Rom Carmel), попыток производства легковых автомобилей в Израиле не предпринималось, но название «Сусита» упоминается всякий раз, когда в Израиле появляется хоть малейший намек на автомобильную промышленность. Так было с военными автомобилями израильской разработки или с Better Place, не существующей компанией Шая Агасси, которая планировала строить зарядные станции для электромобилей.

«Я не думаю, что мы многому научились у “Суситы”, — говорит Шинар. — Между тем временем и сегодняшним днем существует исторический разрыв. Израиль преуспевает в высоких технологиях и оборонной промышленности. Настоящий израильский автомобиль — это Jeep, поколение за поколением собираемый в Израиле. Израильский вклад в его разработку был огромным, с израильской инженерией».

bfcd8e5dcbec46af886c322e51da51931a40d51a.jpg

Согласно одному из мифов, верблюды любили лакомиться «Суситами»

В автомобильном музее в Афинах, между прекрасными «Бугати» и «Мазерати» стоит Sabra Sport, спортивный автомобиль Autocars. Как и другие модели, выпущенные компанией, Sabra была разработана в Великобритании.

Было выпущено всего 400 экземпляров этой модели, и они предназначались для экспорта в Соединенные Штаты. Sabra Sport, возможно, лучше всего рассказывает историю Шубински: Он хотел превратить свою крошечную компанию в экспортера спортивных автомобилей.

Этого так и не произошло, но в греческом музее посещающие его израильтяне очень радуются, видя продукцию своей страны среди легендарных автомобилей прошлого. Да, был короткий исторический эпизод, когда израильтяне поверили, что могут конкурировать в международном автопроме.

Похожие статьи