Шавуот

Шавуот – праздник Дарования Торы, (хаг матан Тора – מתן תורה), Ацерет  (от слова ацар עצר  –  задержал), праздник Бикурим (первых плодов урожая – יום הביכורים ), праздник Восхождения (шалош регалим – שלוש הרגלים) и ещё – сладкий праздник (э-зуhун джуhури – hэсэлтэ, медовый). Сорок девять дней евреи отсчитывали дни Омера, чтобы совершить духовное восхождение на пятидесятую ступень к Торе. 
Моше поднялся на гору, то есть к Б-гу, и воззвал Всесильный к нему: «Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля: вы видели, что я сделал Египту, вас же Я поднял на орлиных крыльях, принёс к Себе».

Дом Яакова – это женщины: «...скажи им словами мягкими» (Раши. Mexuльтa). А сынам Израиля, мужчинам, «строго разъясни наказания за нарушения и подробности» (Шабат 87а).

 «На третий месяц собрал Всесильный у горы Синай наследие Исраэля. Проверил их и не нашёл изъяна. Все были святы, все были чисты и праведны. Тогда Он дал им Тору» (Зоар 40). То есть, заповеди для исполнения. «И ответил весь народ вместе, и сказали: всё, что сказал Бог, выполним...» (Шмот 19:8) Сказали они: «Наасэ вэ нишма!» То есть: «Будем исполнять и изу¬чать Твои законы, Всесильный». 

В шабат шестого Сивана 2448 года от сотворения мира (1312 г. до н.э.) произошло самое важное событие в истории человечества – дарование Торы. 
Мир пришёл в ужас и замер. Загремели громы, засверкали молнии, на горе вспыхнул огонь и затрубил шофар. Более трёх миллионов человек одновре¬менно услышали и увидели голос Бога. Евреи получили Десять Заповедей, которые прозвучали с Синая на весь мир.

Заповедь – признать Всесильного и Всемогущего, Творца, Господина надо всем и над всеми. Он вывел народ из Египта.
Заповедь – запрет на идолопоклонство, на изготовление идолов и служение им.
Заповедь – запрет напрасно произносить Его Имя.
Заповедь – запрет на работу в седьмой день недели, в шабат, и обязанность освящения этого дня. (Встреча субботы, кидуш, праздничная трапеза, песни и благословения.)
Заповедь – почитать родителей, отца и мать   
Заповедь – не убивай. 
Заповедь – запрет на разврат.
Заповедь – не воруй. 
Заповедь – не лжесвидетельствуй. 
Заповедь – не желай того, что тебе не принадлежит. 
Это те заповеди, которые услышали все евреи, стоявшие у горы Синай 6 Сивана 2248 года от сотворения мира (1512 г. до н.э.). Моше-рабену принёс их высеченными на сапфировых плитах, на скрижалях.

С этого дня начался новый отсчёт существова¬ния человечества на земле. К уже имеющимся семи законам «бней Ноах»: не убивать, не воровать, не поклоняться идолам, не прелюбодействовать, не есть от живого, не проклинать Б-га, создавать суды и судить по справедливости, евреи получили заповеди, регламентирующие еврейскую жизнь.

Наряду с утверждением монотеизма и запретом на служение идолам были даны обязательные законы нравственности, запрет на вожделение, запрет на сплетни и лжесвидетельство, обязанность уважать родителей. Евреи полу¬чили заповедь хранить и помнить шабат, получили законы кашрута, особой еврейской системы питания, получили законы семейной чистоты и социальной справедливости.
 
В то время уже в каждой стране существовали свои чрезвычайно суровые законы. На территории древнего государства Элам в  Месопотамии, в Сузах, французская археологическая экспедиция в 1901 году откопала базальтовый столб, на котором были высечены законы  Хаммурапи, шестого царя Бавеля. Позже нашли глиняные таблички, на которых эти же законы были выцарапаны. Правда, из 282 статей 37 ещё не восстановлены. 

Тогда цари и их приближённые имели полную власть над имуществом и жизнью своих подданных. Человек, оказавшийся в плену или в рабстве, был совершенно бесправен, даже более бесправен, чем скотина хозяина. Большинство имущественных споров завершались казнью одного из спорящих., Если врач не смог вылечить больного, отрубали ему руки или убивали его. Неумышленное (нечаянное) убийство каралось смертной казнью «виновного», или его детей. 
Правители устанавливали законы в соответствии с личными потребностями и судили по своему разумению. Люди считали естественным применение силы в решении имущественных или брачных споров. Многие из этих законов просуществовали довольно долго.
  
Законы Торы привели в недоумение все народы, населявшие землю в то время. Тогда ещё не было этических норм, господствовала грубая сила и сильные не могли отказаться от своего права на чужую свободу и на чужое имущество. Они не понимали, почему не следует желать чужого, если есть возможность захватить, не могли понять законы милосердия, их удивил запрет на разврат и прелюбодеяние. 
Тора поставила еврейский народ в исключительное положение. Евреи, исполняющие законы Торы, стали своеобразным буфером между всеми народами и Творцом. Была определена задача для еврейского народа быть коhенами, священниками для других народов, и быть святыми, то есть отделёнными от других народов:  «Святыми будьте, как Я Свят, ваш Б-г» (Ваикра 19:1-2).
 
В ночь праздника евреи собираются в синагогах, в бет-мидрашах или в своих домах для завершающего исправления души (тикун лейль шавуот – תיקון ליל שבועות). «То, что человек не спит в Шавуот всю ночь и учит Тору, обеспечивает ему защиту на протяжении всего года» (Мишна Брура 494:1).
В Талмуде (Брахот) этот праздник называется Ацерет, он завершает дни Песаха, хотя и отстоит от него на пятьдесят дней. А Бикурим он назван потому, что евреи приносили в Храм к этому дню «первинки урожая своей земли» – выражение своей благодарности Творцу: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливы и финики. А медовый он от сладости Торы, питающей еврейские души, подобно сладкому и чрезвычайно полезному мёду.

В Шавуот горские евреи читают перед свитком Торы «кэтубо», брачный договор, заключенный между Израилем и Торой. Он составлен был в 16 веке н.э. еврейским поэтом раби Исраэлем бен Моше Наджарой.
За вечерней трапезой праздника принято есть молочную пищу. Когда евреи получили Тору и вернулись в свои шатры, оказалась кашерной только молочная пища. А мясо было запрещено, так как зарезать животное можно было только проверенным ножом и предписанным Торой образом, надо было удалить запрещенные нутряной жир, хэлев, жилы гид анаше, просолить и удалить кровь, а посуду следовало откашеровать.

В Шавуот читаем Мегилат Рут.
Случилось, что больше года не было дождей, истощились запасы хлеба, в стране Израиля начался голод. В то время в Эфрате, в Бет Лехэме, жил богатый и знатный еврей Элимелех из рода Нахшона бен Аминодава. Чтобы не делиться с голодными и сохранить своё богатство он решил укрыться о них за пределами Эрец Исраэль. 
Его праведная жена Наоми не хотела оставлять родину, плакала, но не смогла его переубедить. Элимелех и два его сына, Махлон и Кильон, нагрузили на ослов вещи, заколотили двери дома и, когда солнце поднялось над холмами, вся семья направилась к Ярдэну. Через четыре дня пути они пришли в столицу Моава, купили на окраине города участок земли и построили дом.  

Год прожил Элимелех на чужбине и умер. Осталась Наоми одна с сыновьями. После траура она женила их на двух внучках Балака (они же дочери Эглона), которые согласились вести еврейский образ жизни. За десять прожитых лет ничего не осталось у Наоми от прежнего богатства.  И сыновья её, Кильон и Махлон,  умерли во время эпидемии. Три женщины остались в пустом доме. 

Теперь Наоми решила вернуться на родину, а невесток возвратить в родительский дом. Одна из них, Орпа, поцеловала свекровь и ушла со слезами. Другая, Рут ответила, что еврейский Бог в её душе, она не может вернуться к идолопоклонникам, а Наоми дороже ей, чем родная мать. И ещё сказала, что она принадлежит уже не той семье, из которой вышла, а народу Израиля.  
  
В месяце Ияр, когда начали жатву ячменя, Наоми и Рут пришли в Бет Лехэм.  В тот день хоронили жену праведного и мудрого Боаза, родного племянника Элимелеха. (Талмуд, Бава Батра 91а). Евреи встретили их на дороге и изумились – неужели эта измождённая женщина с котомкой на плечах Наоми? Наоми, которая кормила бедных за своим столом и наряжала невест.  

Они поселились в пустом запущенном доме. Серебро кончилось, хлеба нет, пошла Рут собирать колосья за жнецами, и оказалась на поле Боаза. Он увидел молодую женщину, подбиравшую колоски, и велел своим работникам проявить к ней милосердие, оставлять для неё на земле колосья и кормить за общим столом. Потом, когда убедился в её праведности и преданности Творцу, взял себе в жёны по закону Торы.  

В своё время Рут забеременела и родила. Но Боаз не увидел сына, умер раньше срока. А Наоми взяла мальчика себе вместо умерших её сыновей и назвала его Овед, чтобы служил он Богу. Этот Овед – отец Ишая, а  Ишай – отец царя, поэта и великого еврейского мудреца Давида. 

В Шавуот день рождения и день возвращения Давида, еврейского царя  и автора великой книги Теhилим. Мы читаем и поём его песни, мизморим, в этот праздничный день, в субботы наши и во все дни нашей жизни. Чтобы жил наш народ в мире и служил Творцу своему.  

Фото: Эльхан Шаулов 
Рав Адам Давидов.Израиль


Автор:
Похожие статьи