Евгения Назарова - специалист по изучению языка горских евреев

В последнее время у меня возник интерес к родному языку. Но когда начинаешь по-настоящему чем-то интересоваться, то возникают и вопросы. На некоторые из них мне удавалось находить ответы, общаясь с людьми, скажем так, преклонного возраста, на какие-то вопросы отвечали сотрудники газеты «Ватан». Но не на все вопросы я получала ответы. Один человек просто мне сказал: «Ты слишком много вопросов задаешь». Но я не успокоилась. Я решила искать лингвистов татского языка – так его называют в литературе. Где? Естественно, в Интернете. И нашла. Интернет мне выдал, что лингвистом татского языка является Назарова Евгения Моисеевна. Там был и электронный адрес. Я обрадовалась, быстро написала письмо. Но ответа не получила. Может, кто-то другой и забыл бы про все это. Но у меня в подсознании сидела мысль, что я должна пообщаться с этим человеком. Через несколько лет я вновь увидела эту фамилию на одном из сайтов. И тут же нашла эту женщину, познакомилась с ней, поговорила и очень рада, что это произошло. 
Назарова Евгения Моисеевна родилась в Махачкале, столице Республики Дагестан, в интеллигентной семье. Отец – Назаров Моисей Давыдович, по образованию – инженер. Работал в Управлении Статистики при Совете Министров ДАССР на должности ответственного работника. Награжден званием заслуженного работника статистики Республики Дагестан. Его не стало в октябре 1991 г. Мать – Назарова Галина Якубовна, Ветеран труда, заслуженный работник госторговли, в настоящее время – пенсионерка. Евгения Моисеевна подробно и с любовью вспоминала о своих корнях и семейных традициях. Начиная с самого детства, именно семья и ее традиции способствовали формированию интереса к книгам и знаниям у маленькой Жени. Дедушка со стороны отца, Магендовид Назаров, в еврейской среде Махачкалы, да и вообще Дагестана, был очень известным и уважаемым человеком. О нем говорили, что он был очень образован по еврейской традиции, хорошо знал Тиро - "Тору", был замечательным кантором в синагоге и почти раввином, который, не получил достур (документа о получении статуса раввина). Он скончался в 1964 году. Дедушку со стороны матери Евгения не видела. Она слышала о нем только от родных. Якуба Якубова, не менее известного и уважаемого в Дагестане человека, не стало в 1946 г., когда ее маме Галине было всего 15 лет. Родственники рассказывали, что он зачастую играл роль мирового судьи в горско-еврейской общине, а попросту даяна, как говорят религиозные евреи, помогал разобраться людям в сложных ситуациях, в межличностных взаимоотношениях, в спорах, в проблемах, возникавших в быту, в отношениях с властями. Он был очень коммуникабельным и красивым человеком. Под стать дедушке красивым человеком была бабушка со стороны мамы – Бэтсиин. В ней сочеталась внешняя и внутренняя красота. Она выросла в небогатой, скорее даже бедной семье в Дербенте. Людям она запомнилась опрятной и ухоженной, несмотря на то, что родила двенадцать детей, воспитывала выживших шестерых и вела большой гостеприимный дом. Она скончалась через год после дедушки в 1947 году. 
Бабушка со стороны отца, Сипьё, прожила долгую и красивую жизнь, жила вместе с родителями Евгении. Ее не стало в 1986 г. Бабушка Сипьё родилась в семье купцов первой гильдии. После революции, и особенно в 30-е гг., испытала на себе всю тяжесть "пролетарской" жизни. И при этом она никогда не теряла оптимизма. В самые тяжелые времена, бабушка Сипьё и тетушка Иско Назарова могли из самого минимального набора продуктов приготовить самые вкусные блюда. В памяти Евгении Моисеевны бабушка Сипьё осталась очень доброжелательным, крайне сдержанным, деликатным, немногословным человеком. Она предпочитала промолчать там, где женщины могли судачить помногу и не по существу. Мне лично показалось, что эта черта характера передалась по наследству и ее внучке.
У горских евреев всегда четко было подразделение на происхождение по месту проживания. В семье Назаровых переплелись «таркинские» (торхуни), «дербентские» (дербенди), «кайтагские» (хэйтогъи) корни и корни потомков грузинских евреев («гуьржи овлоди»). Семья Назаровых жила в Махачкале на улице 26-ти Бакинских комиссаров, д. 12. Это был большой двор со многими домами, расположенными по его периметру, и имел при входе высокую каменную резную арку с высеченными на ней словами: "Братья Назаровы". Эти дома до революции действительно принадлежали большой семье Назаровых. В период большевистской экспроприации «лишнюю» площадь забрали, а хозяевам оставили несколько комнат. 
В 1974 г. окончила среднюю школу №1 в Махачкале. В школьные годы отдавала предпочтение биологии и русскому языку. Училась музыке: брала частные уроки фортепиано и ходила в музыкальную школу по классу виолончели. Занималась в спортивной школе. В 1975 г. поступила на филологический факультет Дагестанского Государственного Университета, который окончила с отличием в 1980 году. В студенческие годы в стенах университета начала заниматься научной работой в области лингвистики. Именно в эти годы Евгения Назарова принимала самое активное участие в студенческих научных конференциях и олимпиадах по русскому языку и литературе, проводившихся в городах Ростове и Махачкале. Вначале Евгения Назарова изучала в университете славянские языки, прежде всего русский язык. Написала дипломную работу под научным руководством замечательного педагога и известного русиста, кандидата филологических наук Р.И.Лихтман, о русском языке. А в дальнейшем интерес Евгении Моисеевны был сконцентрирован на родном языке – татском. В те годы Евгения Моисеевна познакомилась с удивительной женщиной, авторитетным ученым-литературоведом, исследователем еврейско-татской и кумыкской литературы, старейшим научным сотрудником Института истории языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, кандидатом филологических наук Мусахановой Галиной Беньяминовной. Это знакомство оказало влияние на выбор Евгении Моисеевны. 
По окончании университета в 1980г. Е.Назарова была принята на работу в Дагестанский Государственный историко-архитектурный музей на должность научного сотрудника литературного отдела. Проработала там три года, а в декабре 1983 г. поступила в очную аспирантуру Дагестанского филиала Академии наук СССР по специальности "Кавказские языки". Итогом учебы  стала диссертация, которую Назарова написала и представила в 1986 г. в Институт истории, языка и литературы Дагфилиала АН СССР (Институт ИЯЛ), на тему: «Структурно-типологическая характеристика атрибутивного комплекса в еврейско-татском языке». Научным руководителем был известный кавказовед, доктор филологических наук, проф. З.Г.Абдуллаев. По окончании аспирантуры в 1986 г. была принята на работу в Институт ИЯЛ. Е.Назарова придерживается той точки зрения, что язык – зеркало, в котором преломляется история его носителей. После завершения аспирантуры Евгения Моисеевна работала старшим лаборантом, а затем была переведена на должность младшего научного сотрудника отдела грамматических исследований дагестанских языков для проведения научно-исследовательской работы по изучению и описанию татского языка – языка горских евреев, который имел, в соответствии с Конституцией Дагестана, статус одного из литературных языков Республики.
В период работы в Институте ИЯЛ в течение одного года (с июля 1991 г. по июнь 1992 г.) находилась в служебной научной командировке по повышению квалификации ираниста в Ленинградском отделении Института лингвистических исследований РАН (ЛО ИЛИ РАН). Стажировка проходила в отделе сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков и ареальной лингвистики под общим научным руководством известного ираниста, доктора филологических наук, проф. А.Л.Грюнберга. В 1992 году Е.М.Назарова приняла участие в конференции о горских евреях, состоявшейся в городе Баку. Там были многие научные работники и исследователи из Израиля, Москвы, известные люди, которые занимались изучением истории, языка и культуры евреев разных субэтнических групп – ашкеназов, сефардов, евреев горских, грузинских и других. Евгении Моисеевне был присужден грант на изучение истории татского языка в течение одного академического года в Еврейском университете в Иерусалиме. Руководство Института истории, языка и литературы не дало согласия на поездку Назаровой в Израиль. Позже, в 1995 г., начались гонения на молодого исследователя в самом институте в связи с ее статьей «Язык горских евреев», написанной в сборник «Языки Дагестана», что было актом политической цензуры научного текста. Евгения Моисеевна приняла непростое решение: она ушла из института, оставив родных и близких в Махачкале, уехала в Москву. Переехав в Москву в 1996 г., она некоторое время продолжала повышать квалификацию ираниста в Институте языкознания РАН в отделе иранских языков под непосредственным руководством доктора филологических наук, проф. Д.И.Эдельман в ее семинаре для молодых научных сотрудников и аспирантов. Е.Назаровой везло на общение с честными и порядочными людьми. В Москве она познакомилась с Манаширом Адиньягуевым, меценатом и спонсором многих благотворительных программ и акций, директором учрежденного им же издательства "Чоро", основной целью которого был сбор и издание научной и художественной литературы горских евреев и о горских евреях. М.Ш.Адиньягуевым совместно с Е.Веселовой (Первая еврейская радиостанция России радио "Алеф") был организован при Государственном музее Востока Лекторий "По дорогам еврейской истории", который функционировал в течение трех сезонов (1996/97 гг., 1997/1998 гг., 1998/99 гг.). В данном Лектории в цикле "Горские евреи: язык и этнос" Евгения Назарова прочитала небольшой курс лекций о еврейско-татском языке, а в остальное время была ведущей Лектория. 
В течение десяти лет, с 1997 по 2007 гг., Евгения Моисеевна Назарова работала в Москве, в Российском Государственном Гуманитарном Университете, научным сотрудником Российско-американского Центра Библеистики и Иудаики РГГУ. В 2007-2008 гг. и затем, после выхода из отпуска по уходу за ребенком, с 2011 г. и по настоящее время Е.Назарова трудится редактором в российско-израильском издательстве «Мосты культуры/Гешарим».
Первая научная публикация Е.М.Назаровой, посвященная изучению еврейско-татского языка, вышла в 1985 г. в Махачкале. Всего Евгенией Назаровой опубликовано в Махачкале, Грозном, Владикавказе, Карачаевске, Баку, Иерусалиме и в Москве более 20-ти научных статей. Она автор монографии "Грамматика еврейско-татского языка. Морфология именных частей речи" (хранится в рукописном фонде Института языка, литературы и искусства Дагестанского Научного Центра РАН, пока не опубликована).
Евгения Моисеевна Назарова не только научный работник, но и заботливая жена и мать. Судьба ей сделала щедрый подарок. В настоящее время она воспитывает очаровательную четырехлетнюю дочь Мириям, которой уделяет почти все свое время. Хочется пожелать ей женского счастья, здоровья и дальнейших успехов в изучении родного языка! 

Автор:
Похожие статьи