Как горские евреи появились в Петербурге 

      Летом 1920 года обитатели дома номер десять на Стремянной улице, притулившейся к Невскому проспекту, наблюдали необычную картину: во двор медленно въехала арба, на ней сидели женщина, закутанная в черный платок, и суровый кавказец в черкеске и каракулевой папахе в окружении дюжины ребятишек. За арбой пара прекрасных лошадей тащила нагруженный фаэтон...
      Так в Петрограде появилась большая семья Шомоила Ханукаева из Дербента (Дагестан), сына Овшолума Ханукаева, бывшего крупного дербентского купца и землевладельца. С полной уверенностью можно сказать, что это были одни из первых горских евреев, поселившиеся в северной столице, только называли их тогда иначе - дагестанцами. Правда, история донесла до нас еще один факт: в рядах красногвардейцев, которые брали Зимний в 1917 году, был Ехиил Мататов (также из рода Ханукаевых), видный деятель Республики Дагестан.
       Род Ханукаевых, входивший до революции в тройку самых богатых родов Дагестана (наряду с Дадашевыми и Ахундовыми), после прихода советской власти добровольно отдал виноградники, плантации мурены, заводы большевикам. Пять наследников превратились в середняков. Один из них, собрав свой скарб, переехал в Петроград. 
       Брат Александра - Семен Нисанович Ханукаев - после войны стал известным коллекционером. Всю жизнь он собирал произведения прикладного искусства Востока, ездил в экспедиции по кишлакам и деревням своего родного Дагестана, лудил, чинил, исследовал. Бесценные находки Семена Ханукаева (кинжалы и др.) хранятся в Эрмитаже, Российском этнографическом музее и других музеях страны. Уже в преклонном возрасте Семен Нисанович вел переговоры с властями Дербента о передаче в дар городу его личной коллекции предметов прикладного искусства. Но власти города не смогли выполнить условие дарителя - выделить отдельное помещение.
      Более 90 лет прошло, как горские евреи появились в Санкт-Петербурге, они внесли немалый вклад в культуру и историю северной столицы.

Автор:
Похожие статьи