Последствия наветов. Заключительная часть

      В начале 1960 годов в СССР очень энергично проводилась кампания против теневой экономики, которая зачастую подпитывалась антиеврейскими настроениями. В Дербенте нескольких горских евреев осудили за хищения. Если даже и были те обвинения справедливыми, обращают на себя внимание подробности, с которыми были освещены в прессе эти случаи. И это несмотря на то, что в то время подобным явлениям старались меньше уделять внимания. Поэтому не приходится сомневаться, что это являлось частью кампании, направленной сверху. 
      Август 1960-го. Буйнакск. В газете опубликована статья «Без бога широкая дорога», написанная неким Д. Махмудовым. В ней он утверждал, что люди еврейской национальности покупают мусульманскую кровь и по 10 грамм добавляют в большое ведро воды, после чего продают ее своим евреям. Провокационное содержание статьи в ту же минуту озвучило местное радио, благодаря чему эта гнусная клевета молниеносно облетела всю территорию Восточного Кавказа. И опять нависла угроза погромов. Буйнакские евреи направили обращения с просьбой о принятии решительных мер для предотвращения погромов в исполком, горком партии и муфтию. Партийные органы дали указание редакции, чтобы в газете было опубликовано опровержение, содержание которого гласило, что автор Махмудов и литературный редактор Атаев допустили политическую ошибку. Дикое по смыслу утверждение о том, что евреи, якобы, нуждаются в чужой крови - ни что иное, как выдумка, распространяемая в прошлом муллами с целью разжигания ненависти к евреям, и что крупнейшие ученые и юристы мира давно доказали этот факт. Однако в отличие от первой пропагандисткой статьи, вызвавшей бурю антиеврейских настроений, эта мало кем была замечена, и она не помогла снятию нового накала страстей. Напряженность не просто сохранилась, она разрасталась подобно снежному кому. 
      Горские евреи, напуганные до предела приближением новой волны погромов, направили 17 июня еврейскую делегацию, в состав которой вошли махачкалинские, буйнакские, дербентские и хасавюртовские представители общин, в ЦК КП Дагестана. Но первый секретарь записавшихся на прием граждан не принял. А на следующее же утро в газете опубликовали сообщение, что автор статьи понижен в должности, и направлен в качестве корреспондента в село. Однако делегация не отступала и продолжала свои требования о принятии ее первым секретарем. Но в результате принял делегацию опять-таки не первый секретарь, а один из его заместителей. Он пообещал, что примет соответствующие меры по отношению к тем, кем была допущена публикация статьи клеветнического характера. Не дожидаясь обещанных мер и новых погромов, еврейская делегация в составе Ашиля Шамилова, Ильи Алхасова и Нисона Шабаева направилась в Москву. А пока они были в Москве, в газете появилось новое сообщение о том, что автора статьи и заместителя редактора уволили с работы. Несмотря на это, делегация требовала, чтобы ее принял секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Измученные люди хотели рассказать ему о дискриминации горских евреев, но он не согласился их выслушать. Зато его помощники начали убеждать делегатов возвратиться домой. Целый месяц делегация добивалась приема хоть кого-то из руководства СССР, но безрезультатно. Отчаянию не было конца. Изможденные, униженные ходоки решают направить жалобу на имя заместителя председателя Совета министров СССР Анастаса Микояна.

      1967 год. Отгремела Шестидневная война. В связи с массированной антиизраильской пропагандой межнациональные отношения на Кавказе обостряются. Накал страстей подогревался мусульманами, проявлявшими солидарность с арабами. В мечетях Дербента организовывали собрания, на которых осуждали Израиль. На них проходили выступления председателей колхозов, директоров фабрик и заводов, которые призывали власти Советского Союза нанести яростный удар по агрессорам. Толпа же на улице поняла эти речи как одобрение нападений на евреев. Над городом опять нависла угроза погромов. Евреи просили власти защитить их, но надежды на это особой не было и, не исключая возможных нападений, они вынуждены были организовать несколько отрядов самообороны. Наконец городские власти вместе с военным комендантом, который был русским евреем, поняв, что необходимо срочно остановить безобразия, вызывают из Махачкалы муллу, который пользовался известностью и уважением, для увещевания людей. К счастью, остановить беспорядки удалось, но легкость, с коей народ проявил готовность громить еврейское население, показывает, насколько глубоко закоренелым был антисемитизм в то время среди мусульман Кавказа.

Автор:
Похожие статьи