Азербайджанский режиссер еврейского театра

      Долгие годы возглавлял работу актеров горско-еврейского театра талантливый режиссер, азербайджанец по национальности, Джум-Джум Мусаиб Мамедалиевич, который в совершенстве знал несколько языков: азербайджанский, татский, армянский, лезгинский.
      Из автобиографии: «Я, Джум-Джум Мусаиб Мамедалиевич, родился в 1905 году в г. Баку в семье кустаря-одиночки. После смерти матери остался один на попечении соседки-армянки, которая вырастила и воспитала меня. Когда в Азербайджане установилась Советская власть, я поступил на учебу в школу. В стенах школы началась моя сценическая деятельность. С 1920 по 1928 год без отрыва от учебы работал в театре рабочей молодежи (ТРАМ). С 1928 по 1933 годы я работал в Тбилиси в Государственном азербайджанском театре. Здесь я одновременно учился в театральной студии. В 1933 году после ее окончания был приглашен на работу в Дагестан. С 1933 по 1949 годы был режиссером азербайджанского и татского театров, а затем главным режиссером. После упразднения этих театров я перешел в Государственный лезгинский драматический театр им. С. Стальского, где работал до октября 1967 года режиссером и одновременно с 1960 по 1964год – главным режиссером вновь созданного межколхозного татского театра. С октября 1967 до выхода на пенсию работал в татском народном театре в качестве режиссера. Я вел культурно-шефскую работу над вооруженными силами СССР. В особенности в период Великой Отечественной войны. Организовал спецбригады для культурного обслуживания солдат и призывников в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях, на оборонительных рубежах, где было дано 810 концертов и спектаклей. За период моей сценической деятельности мною поставлено 140 спектаклей. В 1945 году мне присвоено звание «Заслуженного артиста ДАССР. В 1960 году – звание Народного артиста ДАССР. Имею много правительственных наград и почетных грамот».
      Это строки официальной биографии. Из воспоминаний жены Тамары Мирзоевны Джум-Джум: «Мусаиб часто вспоминал годы своего становления как актера. На спектакли, в которых он участвовал, всегда приходил его отец. Однажды Мусаиб играл роль отрицательного героя. Зрители в зале стали ругать «злодея». Отец тут же в перерыве пошел к сыну: «Это что? Из-за того, что ты артист, я должен выслушивать оскорбления? Сейчас же пойдем домой!». Еле-еле Мусаиб убедил отца, что ругают не его, а отрицательного героя. 
      А еще рассказывали, что однажды Джум-Джума пригласили в колхоз, чтобы он себе отобрал актеров из числа колхозников. Он посидел, послушал, затем встал и направился к выходу. Ответственный по делам культуры трех колхозов побежал за ним. 
      - Куда же Вы, Мусаиб Мамедалиевич? Ведь столько народу пришло.
      - Народу много - актеров нету, -  последовал ответ режиссера. 
      Работая много лет в театре, Джум-Джум не стал равнодушным человеком, все пропускал через сердце, может быть, поэтому и перенес два инфаркта. Его очень волновало, что актерам платят низкую зарплату, что из-за этого они вынуждены уходить из театра, что культуре не уделяется должное внимание со стороны государства. Его много раз приглашали на работу в Баку, но он не хотел уезжать из города, который он очень полюбил. Скончался Джум-Джум М.М. в июле 1974 года в Дербенте. Его внук является актером Азербайджанского театра.

Автор:
Похожие статьи