Когда горские евреи захватят Москву-еврейскую ?

      На следующий материал обратили мое внимание сразу несколько пользователей нашего сайта и меня он насторожил уже с самого его названия.Что значит лезгинка против Атиквы?Если речь идет не о музыке, а о символах, то с каких пор лезгинка стала гимном горских евреев, а Тиква ашкеназских, и кто так решил?С первых строк статьи мне показалось, что автор пытается призвать "своих" не терять свою идентификацию и делает это путем предупреждения, мол если мы сейчас не очнемся и не предпримем что-нибудь, то горские евреи нас "задавят". Автор статьи некий Георгий Дрейер саркастично называет нас "наши братья", а ведь мы вообще-то один народ с единой верой и религией, а традиции... сегодня даже в каждой семье есть свои уникальные традиции, уже не говоря о целых общинах, и здесь наши традиции тесно связаны с Торой, они передавались через поколения, и практически не искажались под влиянием других народов, ведь сегодня многие антропологи это доказывают, а главный раввин горских евреев Израиля Янив Нафталиев издал об этом целую книгу, где он указывает на наши традиции и их связь с Торой.
     На первый взгляд безобидный материальчик, даже где-то позитивный, но вдумываясь в значение этих идей понимаешь, что это довольно-таки мнимый позитив. Я бы не обратил внимания на этот материал если бы он не был опубликован на нескольких солидных интернет сайтах, которые или не понимают или делают это намеренно, публикуя этот материал в своих сайтах, дабы придать широкую огласку данной "проблеме".
     Мы бы хотели услышать мнение наших пользователей и даже не горских: -  А вам что-то мешает? И стоит ли нам что-либо предпринимать?
Гл. редактор STMEGI.com, Давид Мордехаев.

   «Горские евреи, или Атиква VS лезгинка»

    "Когда заходит разговор о перспективах российского еврейства, я подозреваю, что скоро оно приобретёт иные качественные и сущностные свойства. Мы – Рабиновичи, Вайнштейны, Дрейеры – по большей части ассимилируемся или уедем. На место тех евреев, к которым все привыкли, придут другие. В первую очередь – горские.
    За последние двадцать лет горские евреи из маленькой экзотичной общины где-то на периферии превратились в серьёзный элемент еврейской жизни в России. Скромные обитатели дербентских двориков, нальчикской Колонки и Красной Слободы пришли к успеху и стали узнаваемыми и уважаемыми фигурами. Влияние и вес горско-еврейской общины в России будут, по всей видимости, только расти.
    Мне представляется, что на наших братьев скоро ляжет тяжёлая обязанность – быть лицом еврейства в России. У них на это ничуть не меньше прав, чем у миланца Берла Лазара. Или у светских евреев, не имеющих внятной идеологии и общих интересов. Или у пылких неофитов.
    Подобная роль подразумевает некую моральную ответственность. Нашим братьям придётся меняться сообразно времени. Не путём покупки новой модели айфона и регистрации в Инстаграм, а посредством переосмысления самих себя. В чём-то горско-еврейская община станет более открытой, в чём-то, наоборот, потребуется проявить консерватизм. И то, что раньше было выгодным преимуществом, может помешать прогрессу в будущем.
    Так, для горских евреев, как и для множества других общин в галуте, характерна позиция «мы занимаемся бизнесом и культурой, но не политикой». Исторически эта модель себя оправдывала. Но сейчас, когда каждый еврей, желает он того или нет, воспринимается как посланник Израиля, а его мнение (или отсутствие мнения) по ряду вопросов соотносится с позицией еврейского мира в целом, «сидеть тихо и не высовываться» не получится. Время ставит перед всеми евреями задачу рассказать о том, кто мы такие и почему мы правы. Избегать масштабного диалога на эту тему или отделываться общими фразами про мир и дружбу уже не удастся.
    Eщё один важный момент касается, прежде всего, молодёжи. Это вопрос идентичности. «Первое поколение зарабатывает, второе тратит, третье рефлексирует и возвращается к корням» – старая американская формула об эмигрантах справедлива и в отношении горских евреев в крупных российских городах. «Возвращение к корням» будет, помимо прочего, невозможно без пересмотра своего положения относительно кавказского и закавказского мира. И в этом заключается ещё одна проблема.
    Евреи – но горские, горские – но евреи. Влияние окружающих народов на культуру, быт, повседневность и мировоззрение наших братьев огромно и неоспоримо. Проблема в необходимости отделить базовые, неотъемлемые, характерные свойства от наносного «кауказизма» – бесперспективного, отупляющего, лицемерного, играющего на комплексах российского общества. Недавний возмутительный и прискорбный инцидент с нападением на дербентского раввина должен окончательно разубедить всех, кто по недомыслию или малолетству считает «братухами» всех «чётких и дерзких». Следует понять, что всё-таки придётся «уподобиться Эфраиму и Менаше», а не Маге и Шоме.
    Что взять с собой в будущее, надо решать уже сейчас. Хорошо, если это будут сказки Амала Кукулиева, фотографии старого Буйнакска и рецепт хое-гушта. Мокасины и подписку на группу «Мне без тебя по кайфу» брать с собой необязательно.
    Хочется уберечь наших братьев от того, что постигло нас самих. Мы потеряли пьесы Гольдфадена, фотографии Шаргорода и рецепт гефилте-фиш. Для нас, ашкеназов, когда-то слишком громко звучали венский вальс, «Русское поле» или «Интернационал». Это помешало очень многим из нас услышать «Атикву». Хотелось бы, чтобы горским евреям услышать «Атикву» не помешал дискотечный ремикс лезгинки.
    «Идеал не терпит соперничества», – писал Жаботинский. Жизнь показывает, что звучать должно что-то одно. Автор Георгий Дрейер».

Похожие статьи