Дмитрий Скаковский: ищу деда – горского еврея родом из Буйнакска

В прошлом, когда горские евреи компактно проживали в Кавказском регионе, они старались жить обособленно, не смешиваясь с представителями других общин. Очень редко наблюдались случаи, когда возникали семьи не из своих. Как говорится, любовь может преодолеть любые испытания, но вот ее последствия в подобных семьях не всегда были положительными. Чаще всего из-за неприятия родственниками и их прохладного отношения такие союзы и браки распадались.
Ко мне часто обращаются люди, с просьбой разыскать своих родных через наш сайт и газету. Недавно я получила письмо из Канады от европейского еврея Дмитрия Скаковского. Дело в том, что он не первый год разыскивает своего деда Алика, родом из Буйнакска. У него сохранилось от бабушки несколько фотографий, и он пытался через Интернет найти сведения о деде – но, увы, ничего до сих пор так и не выяснил.
Сам Дмитрий родом с Украины, из города Донецка, родился в семье Александра и Лилии (Лейлы) Скаковских. В 1994 году репатриировался в рамках программы «Наале», учился в ешиве «Кфар Харое», получил багрут и призвался в ЦАХАЛ. Служил в танковых войсках, участвовал в боевых действиях в Ливане и секторе Газа. Демобилизовался в звании капитана, начал учебу в Иерусалимском университете. По окончании вуза работал в Кнессете с Юрием Штерном, затем парламентским советником депутата Кнессета Алекса Миллера. В 2008-м поступил на учебу в Йоркский университет в городе Торонто и впоследствии остался работать в одной из местных компаний. Женат, отец двоих детей.
Надо отдать должное Д. Скаковскому, его желанию разыскать свои горско-еврейские корни. Хотя сведений у него совсем мало, но он не теряет надежду, что найдет родственников своего деда.
Во время Великой Отечественной войны в Дагестан эвакуировалось немало семей европейских евреев. Семья Дзяме Аароновича и Софьи Рувиновны с Украины во время войны попала в Буйнакск, где их дочь Хана Зальмоновна (по паспорту Анна Захаровна) встретила и полюбила горского еврея Алика. У них родилась дочь Лилия (Лейла). После войны родители вернулись домой, а молодая семья остались жить в Буйнакске.
Рассказывает Дмитрий:
– К сожалению, фамилию деда я не знаю; всё, что осталось от этой истории, – это фрагменты далеко не полной истории, которую я пытаюсь собрать воедино. Известно, что официально женаты они не были, мать деда была категорически против этого брака, но ребенка (мою маму) она хотела забрать себе, и это было причиной того, что они поспешно уехали в Донецк к бабушкиным родным. Впоследствии дедушка Алик, не найдя работу в Донецке, решил с бабушкой вернуться в Дагестан, а дочь оставили на попечении родителей бабушки. Через семь лет бабушка Хана вернулась обратно, в Буйнакск она больше не ездила и на эту тему с нами не говорила, да и мы были маленькими и не интересовались. Моя мама неоднократно пыталась съездить в Дагестан с целью разыскать отца, но у нее так и не получилось это сделать, и больше она его не видела. По слухам, он женился на горской еврейке, и это всё, что известно. Бабушка всю свою трудовую жизнь проработала бухгалтером в «Заготзерно», на фотографии она в белом платке.
Жаль, что Дмитрию не удалось узнать фамилию деда, так легче было бы собрать сведения о нем – например, послав запрос в архив загса города Буйнакска. В послевоенное время горские евреи в основном переезжали в другие регионы Кавказа. Кто знает, может, где-то в Израиле или других странах проживают потомки деда Д. Скаковского…
Быть может, их заинтересовала бы история жизни их деда в молодом возрасте, и они захотели бы познакомиться с его дочерью, внуками и правнуками.

Автор:
Похожие статьи