Ефим Гилилов рассказывает о жизни общины горских евреев в столице Австрии

В последние десятилетия общины горских евреев появились в разных регионах мира. Не стала исключением и Австрия. В столице страны, Вене, горские евреи в новейшее время появились в 1976 году, когда одна из выехавших в Израиль горско-еврейских семей, не выдержав тамошнего климата, вернулась в Вену, бывшую на тот момент основным транзитным пунктом для выезда советских евреев. Действительно, массовый приток горских евреев в город произошел лишь в 1990-х. В ноябре 2013 года список кавказских евреев участвовал в выборах совета еврейской общины Вены, но не прошел.
Семьи горских евреев в Вене отличаются многодетностью. Стандартным является мононациональный брак с 3–4 детьми. Старшее поколение обычно занималось бизнесом, поскольку языковой барьер не дал им возможности работать по профессии, в то время как младшее (особенно те, кто родился в Австрии или прибыл сюда малолетними детьми) полностью интегрировалось в общество, хорошо знает немецкий язык и чувствует себя «австрийскими евреями». При этом они продолжают соблюдать еврейские религиозные традиции – шабат, праздники. Старшее и среднее поколение настаивают на том, что браки должны заключаться только с евреями (не обязательно горскими).
О сегодняшней жизни горских евреев в Австрии нам рассказал председатель горско-еврейской общины Вены Ефим Гилилов.

– Сколько горских евреев живет в Австрии?
– Я только недавно стал главой общины горских евреев, и полной информации о численности общины у меня нет. По моим оценкам, в Вене живет около 100 семей. В других городах общин нет.

– Есть ли у горских евреев своя синагога в Вене?
– Да, есть, на улице Новарагассе.

– Откуда прибыли члены горско-еврейской общины Вены?
– Нельзя выделить какой-то один регион бывшего СССР – у нас примерно поровну выходцев из Нальчика, Дагестана и Азербайджана. Немало и тех, кто переехал в Вену из Израиля, как я, например. Впрочем, уроженцы Израиля не очень охотно входят в общину.

– Насколько члены общины интегрировались в жизнь окружающего общества?
– Почти все знают немецкий язык, но не настолько, чтобы работать по прежней профессии. Раньше большинство горских евреев занимались малым бизнесом, сейчас работают в различных отраслях. Многие живут на социальное пособие.

– Не могли бы вы рассказать немного о себе?
– Я родился в 1970 году в Сухуми, в Абхазии. В советские времена там была небольшая община горских евреев – примерно 10 семей. Впрочем, молились они вместе с грузинскими евреями. В январе 1992 года, еще до начала грузино-абхазской войны, мы уехали в Израиль. Там я владел кафе. После операции «Литой свинец» решил временно переехать к брату в Вену, открыл здесь кошерный магазин, вошел в состав общины. Но здесь бывший председатель общины устал от своей должности, претендентов на его место не было, и это место предложили мне. Просто жалко было смотреть, как все процветают, а у нас упадок. Надеюсь, что нам удастся добиться процветания общины!

Автор:
Похожие статьи