«Кинлей туь гье герм гердо, нунтуь тозе!» – «Пусть печь горячей будет, а хлеб свежим!»

Такое пожелание можно найти в пословицах и поговорках горских евреев. Может быть, оно есть у всех народов, но на языке джуури звучит именно так.
Хлеб – всему голова! Да этого никто не оспаривает. На страницах сайта STMEGI.com всё чаще и чаще рассказывается, как пекут женщины специальный хлеб на шабат – халы. А я сегодня хочу поговорить о том, как делали это наши бабушки и прабабушки, попробовать вспомнить названия всех предметов быта, которыми они пользовались. Надеюсь, что читатели поделятся и своими знаниями на эту такую близкую каждому человеку тему.
Пекли хлеб женщины, исходя из потребностей семьи. И обычно в пятницу – стараясь, чтобы хлеба хватило на всю неделю до следующего шабата. Чтобы испечь хлеб, первым делом нужна мука (гIорд), которую обязательно надо просеять при помощи сита (гIордовиж). А замесить тесто надо, конечно же, в тазу. Таз мог быть медным или деревянным, и называли его «тешд». Дрожжей не было. А как же выходили из положения? С предыдущего замеса оставляли два кусочка теста, которые на джуури называли «хьэло», один из них бросали в огонь, а другой держали в небольшом глиняном горшочке (гъэзе), который одна пожилая женщина называла «хэми вогордунегьо», то есть горшочек, возвращающий тесто. Затем добавляли соль (муьнуьк) и воду (гIов). После того как тесто подходило, его разделяли на круглые лепешки (гюнде). Не в каждом доме была печь для выпечки хлеба. Хозяйки могли приготовить тесто у себя дома, а лепешки отнести для выпекания к соседям. А в чем отнести? Для этого был специальный деревянный таз (чанах), изготовленный из цельного дерева. Прикрыв лепешки скатертью (перзине), можно было отправляться в дом, где была печь.
Печи были разные – тандур, куруг. Тандур – большая вырытая в земле печь, обмазанная изнутри глиной. Для ее разжигания был нужен хворост (беш), который женщины на своей спине заблаговременно приносили из леса. Лепешки они раскатывали, сидя на полу, каталкой (тирочу) на специальной круглой деревянной подставке (фуьржи). Нагибаясь к горячей печи, они ловко лепили по ее краям лепешки, смазанные яйцом. А чтобы не обжечься, покрывали не закрытую платьем часть руки специальной повязкой (мне сказали, что ее называли «гъуловне», но утверждать не берусь. Затем надо было быстро и ловко собрать хлеб. Но успевали это не всегда, хлеб иногда всё же подгорал – и тогда его называли «конголуш». Исправить положение иногда можно было при помощи специальной металлической лопатки (судум), почистив пригоревшее дно. А название тандурного хлеба – «нун тонуи». А если хлеб пекли в круге (нун куруги), тогда в печь ставили тесто на специальной длинной деревянной палке, заканчивающейся кругом из дерева, которая называется «гъэлэгъ». Причем вырезана она была из цельного куска дерева или фанеры. После этого семья могла быть обеспечена хлебом всю неделю.
Хочется привести еще несколько пословиц, которые сложил наш мудрый народ о хлебе. «Нунтуьре кес руьгъэн низенуь» – «Кто-то другой твой хлеб маслом не намажет».
«Бурра нун э еки нивогосу» – «Порезанный хлеб не склеишь».
«Э нун гъунши чум денуьгьо, эз чум ю гIэрс кем нибу» – «Кто заглядывается на хлеб соседа, тот слез не меньше прольет».
И последняя, очень мудрая поговорка: «А хэревоз эри гIош ругъэни хурде мера, э эгъуьлмендевоз, нун не муьнуькиш михури» – «С дураком и плов не ходи есть, а с умным и хлеб с солью поешь».


Автор:
Похожие статьи