Это произошло летом 2012 года, когда, спасаясь от внезапно хлынувшего ливня, Андраш Пастернак и Барби Шенди нашли укрытие внутри заброшенного домика в детском лагере «Сарваш», что в 160 км восточнее Будапешта.
Два успешных адвоката, которым тогда было 31 и 36 лет соответственно, болтали, пока дождь изо всех сил барабанил по крыше и окнам ветхого строения. «И тут я понял, что держу Барби за руку», – признался Пастернак, этнический венгерский еврей из Словакии, вспоминая тот день, когда начались его романтические отношения с нынешней супругой, также венгерской еврейкой.
Они поженились в 2013 году в том же «Сарваше» – старейшем и крупнейшем детском лагере в Центральной и Восточной Европе, – в знак того, насколько важным в их судьбе стало место, столь памятное обоим.
Лагерь был основан в 1990 году «Джойнтом» при участии фонда Рональда Лаудера. Если в первое время его существования там отдыхало около 200 еврейских детей в возрасте от 8 до 18 лет, то сейчас их число приближается к 2000.
Встреча шабата – неотъемлемая часть программы летнего лагеря «Сарваш». Фото: American Jewish Joint Distribution Committee
Постепенно «Сарваш» стал и важным местом встреч еврейских лидеров, а также площадкой для сотрудничества и взаимодействия общин разной численности и территориальной принадлежности.
В «Сарваше» предусмотрено четыре смены длительностью 12 дней. Каждый год выбирается какая-то определенная тема – например, в прошлом году это были «Отношения по-еврейски», а в этом году «Еврейский уклад», – включающая в себя специально подготовленные программы и акции. Существует, конечно, и постоянный репертуар детских спортивных состязаний, костюмированных балов, игр на знание иврита и даже своеобразный вариант охоты за сокровищами по сценариям, разработанных на основе сюжетов из Торы.
В Европе, где сейчас особенно остро ощущается разобщенность и малочисленность еврейских общин, а также очень велик процент смешанных браков, опыт «Сарваша» показывает, что для некоторых взрослых детский лагерь предоставляет отличную возможность найти партнера из числа евреев. Как это и случилось с Пастернаком, выросшим в городке с 30 000 жителей и еврейской общиной, насчитывающей от силы десяток-другой человек.
Автор: Cnaan Liphshiz