Израильские археологи нашли очередное подтверждение достоверности Торы

С начала 90-х годов XX века внимание многих археологов было приковано к очень странным сооружениям.

Располагались они в районе реки Иордан и представляли собой две пересекающиеся окружности разного диаметра, выстроенные из камня. С высоты птичьего полёта сооружения напоминают след ноги гигантского человека. Но для чего именно они были построены? Да и вообще, результат ли это творения рук человеческих. Возможно, это следы древнего великана, или сооружения пришельцев из других миров?

За разгадку этой тайны взялась экспедиция под руководством профессора Адама Зертала из университета города Хайфа. Исследования показали, что сооружения были созданы в XIII – XII веках до новой эры. Группа профессора Зертала изучила пять подобных археологических памятников, располагавшихся на территории, охватывающей Самарию и Иорданскую долину. В ходе раскопок были обнаружены глиняные знаки древних израильтян времен упомянутого в Торе завоевания Ханаана.


По словам профессора Адама Зертала, эти сооружения – священный Гилгал, упоминания о котором встречаются в Торе. Гилгал – первое место, в котором израильтяне, перейдя Иордан, основали лагерь. Ученый предположил, что объекты использовались для сбора общины, при подготовке к битве и ритуалам. Известно, что слово «gilgal» упоминается в Торе 39 раз. Найденные внутри одного из сооружений глиняные сосуды и кости животных явились доказательством того, что гигантские строения использовались для жертвоприношений, описанных в Торе.

Рассказывает иерусалимский историк Игорь Торик:

«Это каменный забор, который имеет форму сандалии. В маленьком кругу, в пяточке, сложен круглый помост, что-то типа жертвенника. В районе этого жертвенника найдено большое количество костей жертвенных животных. Все кошерные. Время Йехошуа бин-Нуна! Это фактически подтверждение, что, по крайней мере, во его время там появляется народ с иудейской культурой.

В Торе сказано, что еврейский народ, покинув Египет, сорок лет блуждал по пустыне и лишь затем вошел в обещанную ему Б-гом землю. О драматических событиях обретения этих территорий рассказывает книга Йехошуа бин-Нуна, названная так по имени лидера избранного народа, пришедшего к власти после смерти Моше Рабейну».


Согласно книге Йехошуа бин-Нуна, когда евреи пересекли реку Иордан и вошли в Землю обетованную, на первой же стоянке ими был сооружен жертвенник и совершено благодарственное жертвоприношение. Этот жертвенник носил название Гилгал. Само слово «гилгал» в переводе с иврита обозначает «колесо». Большой и малый круги, расположенные в виде стопы были первыми объектами, построенными евреями при входе в Ханаан. По утверждению ученых «ступня» имела огромное значение в качества символа владения территорией, господство над врагом, связь между народом и землей, присутствием Б-га. Кроме того, такая необычная форма сооружений подчеркивает упомянутое в Торе правило: «Земля принадлежит тому, кто первым вступил на нее».

Долгое время ученые сомневались в достоверности библейского повествования, потому что никаких доказательств существования стоянок еврейского народа по пути из Египта не существовало.


Рассказывает иерусалимский историк Игорь Торик:

«Кстати говоря, там есть еще один любопытный момент в одном из псалмов. Тот самый псалом, который перечисляет хронологию событий Пятикнижия. Там есть такая фраза: "И покинул Г-сподь скинию в Шило и воцарился в Адаме". Оказывается, имеется географическое название Адам. Тот самый мост Адам, где найден самый большой гилгал».


К сегодняшнему дню учеными найдено уже несколько подобных стоянок древних евреев в Иорданской долине. Огромные стопы разбросаны по всему пространству, где, согласно Торе, начиналось завоевание земли, обещанной Б-гом избранному народу. Таким образом, сооружения эпохи Железного века подтвердили сведения, известные нам по Торе.

Похожие статьи