Руководитель московской еврейской общины «Шамир» дал интервью порталу СТМЭГИ.
Раввин Берл Цисин – бессменный руководитель общины «Шамир» в Новогирееве, родился в Москве в 1967 г., в 1991 г - окончил МИИТ, но трудиться по профессии не стал, начав с конца восьмидесятых свою активную деятельность в еврейской общине «Марьина Роща», а позже получал религиозное образование в ешивах Москвы, Кирьят-Малахи(Израиль), Нью-Йорка.
Далее, судьба сложилась так, что Берл Цисин начал работать шойхетом, что позволило ему в голодные, тяжелые перестроечные времена кормить свежим и вкусным, кошерным мясом членов общины и свою собственную семью, позже – он стал раввином. В 1991 г. Берл Цисин зарегистрировал Московскую Перовскую Еврейскую религиозную общину «Шамир», где габаем был еще его дедушка. С тех самых пор, наш собеседник - председатель этой общины и ее раввин. В 2000 г., он стал еще и директором еврейского летнего лагеря «Эц-Хаим», являясь им вот уже 19-й сезон, причем дети души не чают в своем любимом педагоге, товарище, мудром наставнике.
Шойхет, заботливый муж и внимательный отец пятерых детей, образованнейший и серьезный учитель для прихожан общины, очень веселый человек, оптимист, у которого, несмотря на трудности в работе, в голове постоянно вертится огромное количество идей и грандиозных планов по увеличению членов «Шамира», по введению в данный проект новых дополнительных курсов и занятий, по поиску новых, неохваченных ранее, путей развития его детища, дал интервью порталу «СТМЭГИ».
Мы поговорили с ним на тему его отношения к гиюру, о том, с какими проблемами может столкнуться человек, решивший доказать свое еврейство, в каких случаях гиюр просто необходим и почему надо все-таки не бояться трудностей, стремясь к своей мечте, если очень хочется. Раввин Берл Цисин - достаточно мягко, необычайно аккуратно и крайне дипломатично призвал относиться к имеющимся случаям -индивидуально и внимательно разбирать каждый конкретный пример - в отдельности, не сгребая всех под одну гребенку.
- Уважаемый раввин, недавно разговаривала с вашим коллегой, раввином Борухом Клейнбергом, на тему гиюра, и он, как показала наша беседа, вовсе не в восторге от того, что все сейчас массово стремятся пройти гиюр. Лично знаю некоторых людей, которые после данной процедуры все четко соблюдают уже на протяжении долгого времени, живут радостно, полноценно и не сходят с верного пути. Но вижу и тех, кто после получения желаемого, вернулся к прежнему, светскому образу жизни. Какое же лично у вас мнение на этот счет?
У меня жена – гиёрет, и признаться, мне тяжело рассуждать на эту тему. Но думаю, это все зависит от конкретного человека, считаю, что раввины должны подходить к каждой личности, которая проходит гиюр, индивидуально. Желающий присоединиться к нашему народу, должен почаще бывать в общине, постепенно присматриваться к еврейскому образу жизни, к нашим законам и правилам, и на это порой уходит достаточно долгое время, что несомненно - правильно. Но конечно, после процесса прохождения гиюра, многие вовсе не становятся счастливее.
- И все-таки… Известно, что у прошедших гиюр, есть свои проблемы. Например, еврейский закон запрещает жениться на гиёрет - коэнам. Раввин Борух Клейнберг говорил, что геров часто обижают сами же евреи, а ведь первые – очень ранимые люди. Получается, весь этот процесс присоединения к нашему народу, еще не гарантия того, что тебя будут считать своим?
Возможно… Но имеют место быть ситуации, при которых гиюры нужны, и правильно их делать, в частности, когда речь идет о «гиюре бэ софек», о процедуре, проводимой «из сомнения». Это очень важно, если собрано не достаточно доказательств галахического еврейства конкретной личности, или человек не может найти документы, подтверждающие его национальность, тем более, что в наше время, требования к данному вопросу постоянно ужесточаются.
Раньше было достаточно только принести свидетельство о рождении, где было написано, что твоя мама или бабушка –еврейка, и этого вполне хватало. Сегодня же, собирается целый раввинский суд и выносит свой вердикт. Поэтому, повторюсь, в таких случаях, когда люди уверяют, что они – евреи, но не могут этого доказать, «гиюр бэ софек» - крайне актуален, потому что, скорее всего, те не обманывают, ведь всем известно, что в советское время повально скрывали свою веру и национальную принадлежность, от страха - прятали документы, стремились ассимилироваться, забыть о предках, о корнях.
В западном мире, те, кто не посещал общину, также не хранил никаких бумаг, считая это неважным. А сейчас, перед приходом Машиаха, когда много неевреев хотят стать евреями, стоит громадная очередь за гиюрами. Знаю, что такая ситуация сложилась не только по Москве, но и во многих городах. Написано, что когда у еврейского народа - хорошие отношения с Всевышним, то евреи сами чувствуют себя важными, значимыми людьми, и народы мира нас также уважают, хотят быть похожими на нас, либо начинают ненавидеть, хотя к счастью, последнего сегодня все меньше и меньше.
- Если подвести итог, каково в целом ваше отношение к гиюру – положительное или отрицательное?
Мое отношение, повторюсь – к каждому надо подходить индивидуально. Есть люди, которым это необходимо, есть те, у кого еврейская душа уже на подходе, и такие личности действительно страдают без перехода в иудаизм, не могут жить без этого, подобные случаи известны. Бывает, будущие геры тратят много лет, энергии, сил, наконец - присоединяются к нам, а потом, со временем, оказывается, что это им уже совершенно не нужно, что довольно печально. Ведь когда они были неевреями, то могли бы быть праведниками Бней Ноах, а пройдя гиюр, стали нашими полноценными собратьями, от которых требуется гораздо больше. И вот, если после прохождения гиюра, они не соблюдают законы Торы, то для них это намного хуже, чем если бы они были не евреями. Поэтому, прежде всего, испытуемым надо хорошо привыкнуть к полноценному еврейскому образу жизни.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать индивидуум, который хочет пройти гиюр?
Чем отличаются евреи от народов мира? Мы - милосердны, а значит человек, который умеет любить, чувствовать другого, сможет стать полноценным евреем. Если у него нет этого качества – любви к ближнему, его очень трудно воспитать в себе, оно должно иметься в крови, с рождения. Это - часть еврейской души. Также, важны сильное усердие будущего гера, его реальное желание, огромное стремление отдать данному процессу длительное время. Самое главное, надо не только пройти гиюр, но и полностью изменить свою жизнь.
На фото ниже: Раввин Берл Цисин с супругой