Германия получит крупнейшую в мире коллекцию антисемитских карикатур

Артур Лангерман в детстве выжил в оккупированном нацистами Брюсселе. За последние десятилетия он собрал самую большую в мире частную коллекцию антисемитских карикатур.

В канун праздника Пурим филокартист рассказал корреспонденту Jüdische Allgemeine о том, как он по-своему выполняет заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек».

— В начале 60-х я буквально пожирал публиковавшиеся в прессе материалы о деле Эйхмана и спрашивал себя: откуда взялась эта ненависть к евреям? Я был страстным коллекционером. В какой-то момент я начал собирать антисемитские открытки, плакаты и прочие артефакты. Я бывал на рынках и аукционах, сначала только здесь, в Бельгии, а затем и в других странах. Мой дом быстро переполнился, мне в какой-то момент пришлось продать предметы, занимающие много места. С тех пор я собираю только печатную продукцию. Это экономит место. Около 9000 изображений я собрал на сегодняшний день.

— Каково происхождение этой продукции?

— Большая ее часть напечатана в нацистской Германии нацистского периода, хотя, конечно, антисемитские плакаты и открытки были и раньше. Иногда то, что содержит обратная сторона открытки, более интересно, чем изображение. Например, написано: «посмотри на этого уродливого еврея», но иногда просто: «пожалуйста, не забудь регулярно поливать мои растения».

— Что говорили ваша семья и еврейские друзья о вашем хобби?

— Все они сочли это странным. На каком-то этапе я перестал показывать коллекцию другим. Никто не хотел это видеть. Это стало моим личным делом. Сегодня ко мне все приходят и говорят: «Поздравляем, как здорово и важно, что ты занимался этими карикатурами!»

— Вы знали, кто продавцы?

— Я никогда не интересовался, были ли продавцы сами нацистами, или наоборот —антифашистами, или просто коллекционерами и торговцами. Меня интересовали только работы, которые я хотел иметь, а остальное мне было безразлично.

— Сколько примерно стоит антисемитский плакат?

— В настоящее время, как правило, довольно дорого – хотя бы потому, что такие вещи стали редкими, а продавцы это знают и пользуется этим. Однажды я потратил 750 евро на одну открытку. Но цены сильно колеблются.

— Спустя почти 60 лет вы передали всю коллекцию Центру исследований антисемитизма в Берлине. Почему именно туда?

— Мне скоро 77, и я думаю о том, что будет с коллекцией. Я не хотел оставлять ее своим детям. Это был бы какой-то отравленный подарок. К тому же, им все равно это не интересно. Такие страны, как Бельгия или Израиль, не заинтересовались или просто давали пустые обещания. Только Германия проявила неподдельный интерес.

— Что должно делаться с вашими фотографиями в Берлине?

— Я хочу, чтобы они были доступны для научных исследований, чтобы выставлялись не только в Берлине, но и во всем мире. Сегодня снова существует антисемитизм, он всегда существовал. Поэтому важно показать людям, как все произошло тогда. Я надеюсь, что молодые студенты со всего мира смогут приехать в Берлин, познакомиться с моим собранием.

— Не боитесь ли вы, что эти карикатуры все еще могут оказывать свое пропагандистское влияние на некоторых? Разве не лучше запереть их в сейф, чем выставлять на всеобщее обозрение?

— Это как «Майн кампф»: нельзя запрещать книгу или делать ее доступной только избранным. Разумеется, надо объяснять и классифицировать это с помощью дидактических средств, но все должны иметь возможность ознакомиться с коллекцией и составить по ней картину того, что было в истории.

Перевод с немецкого Виктора Шапиро

Похожие статьи