|
Юрий Табак
Юрий Табак

О строгой и благочестивой цензуре фейков

Дорогие друзья, существуют два фальшивых завещания потомкам, или как говорят сейчас, «фейка», приписываемых Маймониду. 

Наиболее популярное, получившее название «Завет Маймонида», впервые было опубликовано в 1544 г. в Венеции, существует во многих рукописях и многократно переиздавалось.

Появление «Завета» было связано с непрекращающейся ожесточенной полемикой, начавшейся еще со споров Маймонида с Нахманидом, и продолжавшейся в течение сотен лет их последователями. Одной из центральных тем полемики было состояние человека после воскресения из мертвых. Так ряд раввинов Средневековья, в частности, раввины севера Франции, полагали, что воскресшие будут пребывать, как и раньше, в своем обычном физическом теле и, соответственно, будут в преображенном мире вкусно есть, пить и спать. Маймонид же почитал эти взгляды за дикость, полагая, что воскресшие будут бестелесными сущностями и оценить кулинарные изыски будут не в состоянии.

И вот, в процессе позднейших идеологических войн, какие-то последователи Маймонида составили от его имени "Завет". Даже будучи фальшивкой, он представляет собой ценный исторический документ и перепечатывается регулярно уже в наши дни.

Однако, там есть один абзац, который редакторы не желают воспроизводить даже в рамках «фейка». В изданном в 2007 г. в Иерусалиме сборнике текстов, приписываемых Маймониду, издатели честно признались, что выбросили этот абзац, поскольку «он не приведет людей к страху Б-жьему, любви ко Всевышнему, но может принести вред».

Разумеется, несмотря на опасения редакторов и вопреки им, мы с удовольствием воспроизведем этот пропущенный абзац, прекрасный своей ироничностью и желчью:

«Они (французские раввины) не способны признать Творца, да будь он благословен, иначе чем усваивая желудком вареную говядину, замаринованную в уксусе и чесноке – приправе, которую они называют "сальса"... Также они чувствуют себя ближе к Б-гу, когда делают Его подстилкой, чтобы опираться на нее своими языками, упоминая Б-га всюду и во всякое время в антропоморфных категориях... Вообще, у них по две жены, и их сознание неизменно сфокусировано на сексе, еде и выпивке, а также на прочих чувственных удовольствиях. И они верят, что таким образом Б-г пребывает с ними и прислушивается к ним!"

Франсуа Рабле наверняка одобрительно бы улыбнулся.

Автор текста: Юрий Табак

Похожие статьи