• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • 63.85
    70.60
    18.18
    Религия
    Юрий Табак

    Споры о Маймониде: веселая история

    Выдающийся еврейский историк Соломон Цейтлин издал в 1955 г. биографию Маймонида. Вот как, в очень кратком изложении, он рассказывает о конфликте между маймонидистами (сторонниками Маймонида) и антимаймонидистами.

    Изначально конфликт разгорелся при жизни Маймонида, когда страстным почитателям «Мишне Тора» и «Море Невухим» противостояли не менее страстные его противники, возражавшие на предмет толкования Маймонидом галахот, его идей о воскресении и бестелесности Бога. Они уже тогда всячески обзывали и проклинали друг друга, налагая взаимные херемы.

    Но это было только начало конфликта, продолжавшегося несколько столетий. Евреи разделились на две враждующие партии, продолжавшие не только поносить и подвергать херему друг друга, но и устраивавшие реальные драки.

    Радикалы находились под влиянием Аристотеля и альбигойцев. Они утверждали, что вся Тора — это аллегория, и отрицали, например, реальное существование Авраама и Сарры: Авраам был, по их мнению, содержанием, а Сарра — формой. Двенадцать колен — это двенадцать знаков Зодиака. Предписания закона они не считали нужным соблюдать, исходя из того, что поскольку Маймонид объяснял некоторые куски из ТАНАХа аллегорически и рационально объяснял мицвот.

    Фундаменталисты прочитывали ТАНАХ буквально, верили, что Бог был телесным и обвиняли Маймонида в утверждении противоположного.

    Третьего пути не было дано. В споры активно включились раввины Южной Франции и Испании. Все писали обличительные письма друг против друга, при слабых попытках отдельных выдающихся авторитетов прекратить свару.

    В героической борьбе каждая сторона пользовалась церковно-политическим ветром, дующим при дворе. Когда Парижский собор в 1210 г. запретил чтение Аристотеля, что позже подтвердил папский легат, то антимаймонидисты настучали доминиканцам и францисканцам, что в «Море Невухим» проповедуется аристотелианизм, в результате чего книги Маймонида сожгли на костре. Зато маймонидисты воспользовались решением Веронского собора 1184 г., который повелел добрым христианам доносить на еретиков и всех, кто не живет согласно церковным установлениям, и донесли на своих оппонентов, обвинив их в ереси. В результате, по меньшей мере десяти из них отрезали языки.

    Когда вслед за книжками Маймонида уже горели возы с Талмудом, полемика несколько приутихла, но вскоре вновь возобновилась с той же силой. Теперь антимаймонидисты накладывали херем на любого человека, начинавшего изучать науки (исключая медицину) раньше 25 лет. Контр-херем со стороны маймонидистов накладывался на всех тех, кто требовал от студентов откладывать изучение наук на возраст позже 25 лет и всякого, кто нападал на Маймонида.

    Все эти ученые споры о Маймониде продоложались вплоть до 19 в., в них принимали участие известнейшие раввины и интеллектуалы.

    Да и сейчас собственно продолжаются.

    Но языки хотя бы не отрезают.

    Комментарии

    Теги