Председатель партии «Наш дом Израиль», набравшей 8 мандатов на последних выборах, предъявил Ганцу и Нетаньяху ультиматум, объявив, что примкнет к тому, кто выполнит его условие.
Согласно плану Либермана, Ганц должен согласиться на предложение президента Ривлина о попеременном управлении страной для Нетаньяху и Ганца, включая иммунитет для Нетаньяху в случае судебного преследования.
Предложение Ривлина заключается в том, что Нетаньяху управляет первым в очереди. Если против него выдвигают уголовное обвинение в суде, он объявляет о временной невозможности занимать пост премьера, и Ганц становится на это время исполняющим обязанности премьера. В законе о правительстве предусмотрена такая возможность. Премьер-министра или просто министр, по какой-либо причине, например, по болезни лишившийся возможности выполнять свои обязанности, может взять перерыв на 100 дней, так называемый «нивцарут», а затем вернуться на свой пост. Если через 100 дней ему не удается вернуться, он считается полностью лишившимся возможности занимать свой пост и, соответственно, смещается с такового.
Нетаньяху, со своей стороны, должен распрощаться с «техническим блоком», включающим ШАС, «Еврейство Торы» и две фракции религиозных сионистов, и договариваться с Ганцем только от имени «Ликуда».
При этом Либерман, чтобы «простимулировать» обоих лидеров крупнейших фракций, объявил, что накажет того, кто не выполнит его условия, - присоединится ко второму.
Это означает, что если Ганц не даст согласия на схему Ривлина, по которой Нетаньяху управляет первым, Либерман присоединится к Нетаньяху. Если же Нетаньяху не даст согласие на разрыв с 55-мандатого право-религиозного блока, Либерман присоединится к Ганцу.
Этот ультиматум ставит вопрос о том, что будет, если ни одна из сторон не выполнит условия Либермана, как это происходит и сейчас – Ганц в принципе не согласен на схему президента, а «Ликуд» даже не ведет разговоров о разрыве с «естественными партнерами».
Кроме того, по условиям ультиматума, если Ганц даст добро на «схему президента», а Нетаньяху не пожелает разваливать «технический блок», Либерман присоединится к Ганцу. Но это не даст последнему возможности сформировать коалицию. 33 мандата «Кахоль-лавана» плюс 11 «Аводы» и МЕРЕЦа дают в сумме 44. Если приплюсовать НДИ, получается всего 52 мандата. Это означает, что в такую коалицию должны войти арабы, либо поддерживать ее извне, что делает этот маневр для Либермана чересчур «неаппетитным» и провальным в электоральном плане, даже при всех возможных оправданиях относительно попыток предотвратить третьи выборы.
Поэтому с точки зрения Нетаньяху ультиматум Либермана реальной опасности в себе не таит.
Однако имеется возможность того, что если «Кахоль-лаван» согласится на схему президента (вопреки яростному сопротивлению Яира Лапида), то Нетаниягу может и «попрощаться» с 55-мандатным блоком во имя создания правительства единства.
Поэтому в ситуации «ультиматума Либермана» все будет зависеть в первую очередь от того, сумеет ли Ганц поступиться принципами и объявить, что он готов на «схему президента». У Ганца для этого великолепный стимул – готовность Либермана в противном случае примкнуть к 55-мандатному блоку Нетаньяху и лишить Ганца на надежду по управлению государством на ближайшие четыре года.
Если Ганц решится на это и сумеет уладить вопрос с Лапидом, вторым должен будет решить Нетаньяху – готов ли он отказаться от «смычки» с ультраортодоксами и религиозными сионистами. Если все равно нет – ультиматум Либермана не сработает, поскольку даже с ним Ганц не сможет сформировать коалицию.
Так или иначе, появился определенный вариант, хотя и не простой, но теоретически выполнимый. Срок полномочий Ганца по формированию коалиции истекает через 11 дней. После этого президент снова будет решать, что делать с формированием и объявлять ли новые выборы.
Источник: 9tv.co.il