|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Монако — самая еврейская страна диаспоры

Эта крохотная и очень богатая страна на юго-восточном побережье Франции славится великолепными пляжами, изысканными особняками и великолепными казино. Монако, как выяснилось, — государство с самой высокой долей еврейского населения в диаспоре — более пяти процентов (2000 евреев на 38 600 человек общего населения).

В 2017 году в стране была открыта роскошная синагога, на возведение которой семья банкиров Сафра пожертвовала 10 млн долларов. Здание имеет форму свитка Торы, его «цилиндр» украшен плиткой из иерусалимского камня. Сооружение ориентировано на Средиземное море и знаменитую пристань для яхт, но не имеет окон для их просмотра, сообщает Times of israel.

Конгрегация Сафра не нова, но Даниэль Торгмант, ее раввин с 2010 года, говорит, что новое здание «попросту стало двигателем роста общины». «Благодаря своей привлекательности и первоклассному расположению, оно позволяет нам привлекать множество людей, оказавшихся в Монако проездом, или тех, чья связь с иудаизмом находится в зачаточном состоянии».

На левой стороне улицы — синагога Сафра

Построенная так, чтобы напоминать гораздо более вместительную Синагогу Эдмонда Дж. Сафры на Манхэттене, монакская версия имеет плоскую крышу, которая закрывает куполообразный потолок с деревянными панелями. Искусственное освещение внутри настолько интенсивно, что поддерживает цветущие орхидеи в горшках, прикрепленных к круглым стенам, обшитым деревянными панелями. Несколько деревянных кругов, каждый из которых больше предыдущего, окружают кафедру раввина. Они колеблются по направлению к скамьям, на которых около 400 полукруглых сидений, обитых пурпурным бархатом.

Большинство жителей Монако, в том числе представители еврейской общины, родились за границей. Многие из них — миллионеры, переехавшие в страну с щадящим налоговым законодательством. Другие принадлежат к среднему классу и работают в таких сферах, как банки, туризм, азартные игры.

Раввин Даниэль Торгмант в синагоге Сафра

В результате еврейское население представляет собой разнообразную общину, члены которой говорят на разных языках и имеют разное культурное происхождение.

Синагога Хабада выглядит гораздо скромнее. Она расположена на первом этаже жилого дома и не может похвастаться столь стильным интерьером, как синагога Сафра. «Местные евреи не приезжают к нам из материального интереса, они, как правило, состоятельны», — сказал Танхум Матусоф, эмиссар Хабада, который вместе со своей женой Хани руководит Еврейским культурным центром Монако. Он вспомнил одного из прихожан, который задался вопросом: зачем синагоге нужна миква? Ведь у многих прихожан дома есть собственные бассейны.

«К нам приходят ради духовности и чувства общности, а для этого роскошное помещение не требуется», — подчеркивает Матусоф.

Служба в синагоге Сафры

Тем не менее Матусофы принимают во внимание уровень жизни, к которому привыкли евреи Монако. Их миква, например, похожа на престижный спа-салон, а праздничные торжества иногда проводятся в одном из шикарных отелей города, а не в синагоге.

«Послушайте, нужно принимать во внимание, с какой публикой имеешь дело», — говорит посланник Хабада.

Пурим-2018. Раввин Матусоф читает Книгу Эстер

В синагоге Матусофа, которую регулярно посещают около 200 человек, службы проходят на английском языке — для удобства прихожан, не говорящих по-французски. Английский также иногда используется в синагоге Сафра, но преобладает там все же французский.

Относительная простота синагоги Матусофа привлекает некоторых евреев из среднего класса Монако, таких как семья Махназ Гросьен, родившейся в Иране матери двоих детей. Она и ее семья переехали из Женевы в Монако семь лет назад. «Мне нравится, что наша синагога похожа на любую другую в Париже или Лондоне. Я думаю, это правильно», — гооврит Махназ.

Но даже некоторые еврейские миллионеры из Монако чувствуют себя как дома в синагоге Матусофа, в которой, по их словам, собралась более молодая и интернациональная община.

Ядро ​​общины Торгманта составляют сефарды старше 60 лет, хотя новое здание помогло привлечь молодые семьи. По словам раввина, после ремонта здания синагогу стали посещать значительно активнее, а количество бар-мицв и обрезаний резко увеличилось — примерно до 50 в год.

До того, как коронавирус привел к фактическому прекращению международных турпоездок, в синагогу Сафры часто приезжали на шабат пассажиры круизных судов. В числе постоянных прихожан — выходцы из Грузии Борис и Мария Майсурадзе, уроженцы Грузии, владеющие судоходной компанией в Калининграде. Они переехали в Монако в 2009 году, но до открытия новой синагоги в 2017-м не имели тесной связи с местной общиной. В том году они решили в местной синагоге бар-мицву своего младшего сына Алексея.

В Монако нет общеобразовательной еврейской школы, хотя в обеих синагогах есть курсы и кружки по изучению еврейской традиции. Более религиозные родители родители отправляют своих детей в одну из еврейских школ в Ницце, французском городе, расположенном примерно в 15 километрах. Но в отличие от Ниццы, где евреи зачастую не чувствуют себя в безопасности, ходить в кипе в Монако можно без опасений: антисемитские инциденты здесь крайне редки, а на 70 жителей приходится примерно один полицейский, что более чем в четыре раза превышает средний показатель по Европейскому Союзу.


Раввин Танхум Матусоф зажигает ханукальные свечи в одном из отелей Монако, декабрь 2016

По данным ООН, Монако, занимающее территорию меньше Центрального парка в Нью-Йорке, является самым густонаселенным государством в мире. Согласно отчету Knight Frank Wealth Report за 2019 год, миллионеры составляют треть населения — это больше, чем где-либо в мире. Годовой ВВП на душу населения в Монако в 2018 году составил 185 тысяч долларов, что более чем в три раза превышает показатель США.

Обе синагоги, Сафра и Хабад, имеют микву и большой сад. Последнее обстоятельство позволило им проводить службы на открытом воздухе во время осенних праздников, несмотря на коронавирусные правила, которые либо серьезно ограничивали, либо запрещали собрания в закрытых помещениях.

Матусоф говорит, что мягкий средиземноморский климат Монако позволяет общине с комфортом проводить несколько часов подряд в сукке. «Раньше мы не думали, что сукка станет нашей синагогой», — признается раввин.

Теги

Похожие статьи