|
Александр Шундрин
Александр Шундрин

Королева Аида

Королева Аида

Когда Наталья Варлей в комедии «Кавказская пленница» лихо отплясывала в южных извилинах Кавказских гор, распевая веселую песенку про белых медведей, никто и не подозревал, что молодая выпускница ВГИКа поет…не своим голосом. Пела на самом деле Аида Ведищева, у которой, между прочим, в этому году юбилей. Ей 80, но еще легка походка…  

Белое детство Иды Вайс

«Мело, мело по всей земле, во все пределы», как писал примерно в ту самую пору полузапрещенный классик… В Иркутске тогда точно мело – и мело нешуточно. Да там и сейчас все еще метет…

И фамилия маленькой Иды в тот самый период ее иркутского послевоенного детства  тоже была Вайс – то есть «белая», снежная… Словно знала она, что детство ее будет именно вот таким – занесенным седою пургой, как пелось в старинной и грустной  русской песне.

И бежать ей хотелось от этого детства далеко-далеко, в те края, где уже тогда сильному и красивому голосу юной звезды студенческого театра было бы тепло и уютно. Даром, что Ида, да еще и Соломоновна, даром, что еще до кучи лоснилась жирным пятном и «пятая графа» в паспорте – но упорство и труд, как известно…всему голова, простите за экспромт. Да и росли – и возрастали тогда  - у нас быстро, особенно в провинции. И особенно те, кому хотелось дышать полной грудью, кому воли хотелось,  да нешуточно, а жизненной шири – да так сильно… И она – убежала!

Советская пленница

В Харькове было тепло (в московское Щепкинское ее не приняли) – и там ее услышал Лундстрем. Тот самый знаменитый Олег Лундстрем. Элегантный, красивый. С нездешней статью, с голливудской шевелюрой. И ансамбль его нешуточно соперничал славой и успехом с коллективом Леонида Утесова. А Ида Вайс стала звездой и в том и в другом. Да нет, что это я…не было уже тогда никакой Иды Вайс – была Аида Ведищева. Звучит?

Звучит. Жена циркача-акробата – мускулистого красавца Славы и отца ее единственного любимого сына Володи. Была ли любовь? О, да – у нее к музыке, у него к арене. Артисты, богема, слава… А друг к другу?.. Молодые еще они были тогда, чтобы разбираться в той самой «грамматике любви», едва-едва 20-летние… Так что вскоре уже и разошлись. А фамилию Аида (и уже не Соломоновна, стало быть, а Семеновна) оставила на всю жизнь. Потому что звучала она как-то мощно – фамилия эта - внушала…

Всем, кроме товарища Лапина. Этот «злой гений», для всех артистов ярко (да даже и не очень) выраженной еврейской национальности, трудившийся на ниве всесоюзного руководителя радио и телевидения, старательно и педантично вымарывал еврейские фамилии отовсюду из титров кинофильмов, закрывая попутно путь в искусство самым талантливым и харизматичным всеми доступными ему способами. Иногда к знатному номенклатурному антисемиту присоединялась и бывшая вышневолоцкая ткачиха Катя Фурцева. Ну, собственно, уже и не Катя, конечно, а сама министр культуры Екатерина Алексеевна.

scale_1200.png

И стоило дебютантке Ведищевой, добравшейся до заморско-польского Сопота, спеть там на конкурсе две песни вместе одной, как, возмущенная самоволием юницы, мадам чиновница постаралась больше не пускать ее ни на телевидение, ни на запад. Кроме того, блюстительница нравов, вовсю крутившая в то время роман с Олегом Ефремовым, была возмущена песней «Вулкан страстей» из кинокомедии «Бриллиантовая рука». Публика валом валила посмотреть не только гайдаевскую новинку, но и отдать должное ослепительным формам Светланы Светличной. А пела вместе нее опять Аида Ведищева, что осмелилась все в том же Сопоте еще и подружиться с восточноевропейскими звездами. И вот это было уже слишком для нервной системы госпожи министерши - и она полностью выключила для засиявшей эстрадной звезды «зеленый свет». На целое десятилетие. Но…

Лучше вы к нам

…Но не навсегда. Да и не было вовсе в лексиконе отчаянной и упорной Аиды Ведищевой этого слова. И в 1980-м, после того, как Гостелерадио размагнитило и стерло все ее записи (как только не удосужилось запретить комедии Гайдая!), Аида покинула родные пенаты и отправилась прямиком за океан.

Она летела вместе со вторым мужем Борисом Дверником, что был из «молодых да ранних» в СССР, но за океаном так и не смог сделать себе карьеру. И они расстались… А вскоре и она оставила подмостки, став женой американского миллионера Джея Маркоффа. Правда, ненадолго. Спустя три года Аида вернулась на сцену, без которой не могла жить. И – без музыки, без той самой песни, что прославила ее по обе стороны океана.

4223234.pngС Джеем Маркаффом

Она создала свой театр, свое шоу на телевидении (там, по счастью, не оказалось своего «лапина», и Аиду Ведищеву хотели слушать). Она пела все на свете – и давний советский репертуар, и новые для нее, и при этом блестяще ею освоенные, бродвейские шлягеры, и даже религиозную музыку.

Не отступая перед испытаниями и стремясь к новым высотам, Аида победила рак и сочинила мюзикл. И вернулась – с гастролями – на родину. А в 2017-м стала героиней специально в честь нее (а также для Нины Бродской и Ларисы Мондрус, также вынужденных уехать из СССР на волне госантисетизма) поставленного в Екатеринбурге мюзикла. А живет Аида Ведищева нынче в далеком Лос-Анжелесе, и вот уже 30 лет со своим четвертым мужем - израильским бизнесменом Наимом Беджимом.

Влюбленная в музыку

В конце прошлого тысячелетия он был рядом с ней в самые трудные и страшные минуты ее жизни. Он помог ей победить, казалось бы, неизличимую болезнь. И вернул ей веру в жизнь. И – она победила. Победила в который раз в своей жизни. Оказалась сильнее тем самых обстоятельств, которые, обыкновенно, бывают «выше нас». Обыкновенно, но, выходит, не всегда. Не у всех. Правда, тут они победили вместе. И по сей день верные друг другу. В солнечной и дружелюбной Калифорнии, где Аида Ведищева абсолютно счастлива - во всяком случае, по ее собственным словам. Да и что может быть дороже верности?  

А как же музыка?.. Она остается ее главной – и единственной – любовью. Но разве верность и любовь не идут рука об руку? У тех, кто счастлив?

Похожие статьи