Моя Родина – Куба, Красная Слобода

Моя Родина – Куба, Красная Слобода

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

Так нас учили с детства. Нам объясняли в школе, что Родина – это земля, на которой ты родился, земля, которая взрастила тебя, земля, которую ты любишь.

Родина – это земля, по которой гложет тоска в глубине души, когда ты в разлуке с ней. Та земля, которая снится тебе, со своими величественными горами, полями и лугами, журчащими ручейками, фруктовыми садами.  

В последнее время я стала часто задумываться, а где она, наша Родина? И только один ответ: наша Родина – Азербайджан, Куба, Красная Слобода.

«Иму Губеиним,» – так с гордостью говорят о себе горские евреи-выходцы из Красной Слободы.

Красная Слобода – чудная плодородная земля, на которой поселились наши предки около 300 лет назад. На ней мы сделали первые шаги, пролепетали свое первое священное слово «мама», пошли в школу постигать азы жизни и таинства мира. День за днем мы росли, взрослели, получали образование, строили семьи, растили детей. 

Прошло немало лет с тех пор, как многие из нас покинули родное нажитое место, свою Красную Слободу. 

Может, мы покидали его тогда неосознанно, а может, под веянием времени в поисках лучшей жизни? Мы покидали свой поселок и не хотели оглядываться назад. Манили нас другие страны: Америка, Израиль, Россия, Австрия.

Далеко за границей, стараясь стать иностранцами и быть похожими на тех, с кем мы рядом устроились жить, мы все же не хотели забывать ту, прошлую, краснослободинскую жизнь. Но у времени свои законы, законы природы. 

Время, как быстротечная река, движется только вперед. Дети растут, плавно вливаются в это иностранное общество, чувствуя себя полноправными членами в этом обществе. А для нас, для старшего поколения, проходят годы, стираются расстояния, но неизменным остается только одно – чувство тоски по Родине, ностальгия. 

Такое вот чувство побудило и меня поехать в родные края, и еще раз низко склонить голову у могил моих предков, родных и близких людей, выплакаться с чувством вины и скорби. 

Захотелось еще раз вдохнуть свежий кубинский  воздух, увидеть высокие хребты седого Шахдага, спокойно и мирно текущий Кудиал-чай, гостеприимный Гяшреш и водопад Тянгя Алты, утолить жажду родниковой водой Гизбеновши, вдоволь полюбоваться живописными коврами, равных которым не найдешь во всем мире. Аггюл чичи, Хырдагюл чичи, Пиребедил, Шахназ Али… Каждый ковер - маленькое произведение искусства.

И еще очень хотелось побывать на бар-мицве племянника Арона, разделить с родными радость. 

Встреча с родной Кубой была для меня долгожданной и волнующей. Воспоминания, как стая белых лебедей, вырвавшихся на волю, взметнулись ввысь и понесли мои мысли далеко-далеко...

Так уж сложилось, что детство мое и юношеские годы не прошли в Красной Слободе. Отец мой, Рафаилов Ильягу Рафаилович, работал врачом-кардиологом в городской больнице по ту сторону реки Кудиал-чай в Кубе (Гала – так называли горские евреи центр города). 

Жили мы в двухэтажном доме на улице Пролетарской. Естественно окружали нас только представители мусульманского народа. А вот окончили все мы, братья и сестры, русскую школу. 

В те годы все 15 республик были объединены под одну красную шапку СССР. 

Дети разных народов и национальностей жили одной мечтой: как вместе построить Коммунизм. Говорили свободно на трех языках (русском, азербайджанском, джуури), изучали культуру, быт и традиции трех народов, любили русскую литературу и азербайджанскую музыку, ходили молиться в свою Синагогу и втайне наши бабушки (но не мы) зажигали субботние свечи. Вот такие мы выросли – интернациональные атеисты.  

После окончания Азербайджанского педагогического института им. М.А. Ахундова молодая, трудолюбивая, полная множества прогрессивных идей и мыслей, по направлению я приехала работать учительницей русского языка и литературы в Красную Слободу. 

Первый мой день в школе и первый мой 8Б класс запомнились мне на всю жизнь. 

Я и по сей день помню учеников этого класса по партам и поименно. Знакомство с новыми людьми и со строгими порядками немного смущало меня, но скоро я влилась в жизнь краснослободинцев и чувствовала себя как рыба в воде. 

Это было все мое, родное. Здесь, в Красной Слободе, я создала семью, здесь (е меhелей Гилготи) мои дети сделали первые шаги.

Проработала я в средней школе учительницей до 2000 года. Знала почти всех, дружила со многими семьями, любила своих учеников, снисходительно относилась к их укладу жизни.

За годы жизни в Красной Слободе я поняла одно: мы, горские евреи, свободолюбивый народ, бережем свою Тору, почитаем старших, делим радость с другими, поддерживаем друг друга в трудную минуту, любим учиться, стремимся всегда к улучшению нашей жизни. 

...Вот уже проезжаем мост (тезе корпу), отделяющий Красную Слободу от Кубы. 8 часов утра. Мы въезжаем в поселок. 

Первое, что бросается в глаза, средняя школа поселка. Наверное, эту школу в свое время специально построили у въезда в Слободу. Всех приезжих первым встречает наш академический центр, где горско-еврейские дети грызут гранит науки. 

Медленно едем по центральной улице Фатали-хана, которая названа в честь покровителя горских евреев Кубы. До недавнего времени эта улица носила имя вождя всех времен и народов – великого Ленина.

Недаром наш поселок
называют Кавказским Ерушалаимом.

По обе стороны выстроились в ряд красивые дома. Каждый из этих домов можно назвать особняком. Один краше другого. Такое впечатление, будто ты на архитектурном шоу, где демонстрируются проекты и дизайны.

Чувство гордости и радости охватывает меня за мой народ, ведь эти дома-дворцы построены на месте маленьких одноэтажных домиков с черепичными крышами. Почти на всех домах сияет большая Звезда Давида. Недаром наш поселок называют Кавказским Ерушалаимом. 

На улицах покой и тишина, в этих хоромах почти никто не живет. Уже не встретишь женщин с кувшином воды на плече, старых бабушек, чинно сидящих перед своим домом на лавочке и провожающих тебя ревнивым взглядом. Не встретишь детвору, шумной гурьбой идущую после школы. 

Разъехался народ Красной Слободы по всему миру в поисках другой жизни. Умножаются и процветают горско-еврейские общины в различных регионах. 

Врачи, известные бизнесмены, адвокаты, меценаты, профессиональные бухгалтеры, грамотные учителя, медицинские сестры, некоронованные короли недвижимости России (так называют нескольких наших земляков в Москве) – вот кто такие сегодня горские евреи.

Да благословен будет народ наш! Амин.

Похожие статьи