|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

К истории создания Объединения горских евреев Израиля

К истории создания Объединения горских евреев Израиля

История общины евреев — выходцев с Кавказа занимательна и интересна, и требует тщательно изучения. Имеются исторические данные, что связь горских евреев с Эрец-Исраэль существовала с незапамятных времен, туда регулярно посылались шалиахи, привозившие финансовую помощь евреям Иерусалима. Некоторые семьи предпринимали попытку репатриироваться, но часть из них, не выдержав бедственного положения, возвращались обратно на Кавказ. А те, кто оставались, сливались с другими еврейскими общинами.

Некоторые памятные даты невозможно обойти стороной. Например, в будущем 2019 году мы отметим знаменательную дату: 40-летие создания Объединения горских евреев Израиля. Есть люди, которые своими праведными делами внесли весомую лепту в поднятие имиджа родного народа. Один из них — первый председатель Объединения Борис (Шмая) Шальмиев. Он относится к тем лидерам, для которых главной целью в жизни является помощь нуждающимся людям, помогать представителям родного народа.

Бориса Шальмиева по праву можно считать горско-еврейским аксакалом. Мне часто доводилось встречаться с ним на общинных мероприятиях, слушать его познавательные рассказы из прошлого, я даже выяснила то, что мы к тому же доводимся и родственниками. В 2010 году в 83-м номере «Кавказской газеты» была опубликована статья «Объединиться нас заставила жизнь». Её автор Борис Шальмиев опубликовавший материал под псевдонимом Б. Б. Маноах. Ему также принадлежат перевод на родной язык с иврита первой части Торы «Беришит».

В статье он рассказывает о том непростом времени, когда он в 1970-х годах репатриировался с семьей в Израиль. В те годы он был членом правления Всеизраильского объединения, выходцев из СССР, и вот что он вспоминает:

«Абсорбция горских евреев 1970-х гг. была действительно тяжелой, можно сказать она была гораздо тяжелее, чем у представителей других еврейских общин. То, что горские евреи в те годы репатриировались не из сионистских побуждений, а от плохой жизни, было, конечно же, выдумкой. Уезжали, в основном, благополучные и достаточно зажиточные семьи, которые задёшево продавали свои дома и нажитое имущество. Кроме того большинство горско-еврейских семей были многодетны (трое и более детей). Естественно, что, приехав на новое место с абсолютно иной ментальностью, без знания иврита, многие из них находились в угнетенном состоянии. Люди, привыкшие на протяжении своей жизни трудиться, не могли трудоустроиться, и вынуждены были существовать на дотациях государства. А молодежь, вместо того чтобы учиться, бралась за любую работу, лишь бы помочь своим родителям…»

Похожая ситуация была и с репатриантами с Кавказа 1990-х годов. Израильтянам свойственно навешивать ярлыки на отдельно взятую общину, не осталась в стороне и община иудим-кавказим. Я помню, как владельцы частных бизнесов предпочитали не брать на работу выходцев с Кавказа и это, конечно же, было очень неприятно. Ровно 40 лет тому назад в центральной израильской газете «Маарив» (номер от 28 июля 1978 г.) вышла статья Цви Зингера под названием «Кавказское гетто в Беэр-Шеве». Об этой публикации Б. Шальмиев пишет: «В этой статье евреев с Кавказа обливали такой грязью и помоями, что по сравнению с ними все антисемитские статьи, появлявшиеся когда-либо ранее в прессе, казались просто детским лепетом».

Действительно, читая ныне эту столь негативную статью в адрес кавказских евреев, делаешь заключение о некомпетентности её автора. Не вникнув в суть дела, так просто оболгать людей, это величайшая подлость. Мало того, что на всю страну автор дал нелицеприятную характеристику отдельно взятой еврейской общины, эта статья к тому же нанесла огромный вред и так непростой абсорбции горских евреев в Израиле.

Позволю себе процитировать некоторые выдержки из этой скандальной статьи, в ней автор делает свои предположения:

«По-видимому, это лишь вопрос времени: «дело кавказских евреев» окончится  взрывом и окажется на повестке дня израильской общественности. Проявление глубочайшей ненависти, случаи насилия, абсолютное отсутствие терпимости — вот яркие признаки, характеризующие отношения между олим с Кавказа, проживающими в г. Беэр-Шеве, и их соседями — выходцами из других общин. Кавказские евреи всегда были коллективом, порождающим проблемы. Может, причина этому — их прежняя  родина, страна, которой не коснулась модернизация. Их здоровье катастрофическое, многие имеют хронические болезни и страдают физическими недугами и недостатками, есть среди них алкоголики, это некультурные, без должного воспитания люди. Большинство глав семей — без образования и специальности и с безразличием относятся к воспитанию своих детей. Соседи рассказывали, что не раз, видели, как молодежь совокупляется прямо на газоне» Надо же такое придумать!

В СССР в каждой семье горских евреев первоочередной задачей родителей считалось дать своим детям высшее образование. Почти каждый молодой человек имел высшее или среднетехническое образование. Эта «разгромная» в своем роде статья, несмотря на свою критичность, дала толчок лидерам кавказской общины Израиля задуматься и прийти к решению о создании своего объединения. Борис Шальмиев с возмущением отозвался на эту статью: «Если до неё со стороны старожилов и должностных лиц отношение к выходцам с Кавказа было уважительное и дружелюбное, сочувственное, то с её появлением отношение к горским евреям резко изменилось в худшую сторону. По моему настоянию было созвано внеочередное заседание правления Объединения выходцев из Советского Союза. На котором, увы, дебатов было много, но дальше слов дело не пошло».

Б. Шальмиев написал в газету «Маарив» ответную статью, но она была без ведома автора сильно сокращена и ничего не удалось прояснить. Тогда была создана инициативная группа лидеров общины из разных городов Израиля, в которую вошли: Борис Шальмиев, Ерухом Абрамов (Аззи Саадчи), Симха Давыдов, Абрам Мордахаев, Александр Ихилов, Ехуда Абрамов и др. На заседании было принято решение о создании Объединения горских евреев Израиля. Представители общины решили действовать самостоятельно, чтобы помочь своей общине и противостоять процессу «навешивания ярлыков». Был создан оргкомитет и в короткий срок созвано собрание, на котором присутствовали представители всех населённых пунктов, где проживали горские евреи. На этом собрании было принято решение о создании Объединения, а 4 марта 1979 года оно было зарегистрировано в МВД Израиля.

С получением официального статуса Объединения началась новая страница истории горских евреев в Израиле, появилась возможность заявить о проблемах родной общины уже на правительственном уровне. Получать дотации от министерства абсорбции и Сохнута, и впоследствии от благотворительного фонда «Джойнт-Исраэль». Первый всеизраильский съезд горских евреев состоялся 7-9 июня 1979 года в гостинице «Орли» в  Нетание. Среди почетных гостей съезда были представители многих госучреждений и министерств. 96% голосов был избран председателем Объединения Борис (Шмая) Шальмиев. А начальник отдела алии и абсорбции вместе с этим предложил ему перейти на работу в Сохнут.

Б.Шальмиев порядочный, интеллигентный, мудрый и эрудированный человек. Несмотря на то, что он в те годы имел прибыльную работу руководителя крупного строительного комплекса в Иерусалиме, он был вынужден выбрать профессию, которая поможет родной общине поднять свой имидж в израильском обществе и нормально интегрироваться. О чем он с гордостью вспоминает:

«Постепенно наша организация начала набирать вес и авторитет. Конечно же, мы не могли решить все проблемы, не со всей ответственностью заявляю, что ни одно обращение к нам не было оставлено без внимания. Мы участвовали практически во всех сферах жизни, где у членов общины возникали проблемы: помогали в трудоустройстве, в учёбе, в решении жилищных проблем. Мы даже участвовали, не будучи юристами, в судебных разбирательствах. И в религиозной сфере нам неоднократно приходилось доказывать сильным мира сего «кто есть кто, и что есть что». Оглядываясь назад и оценивая нашу работу с позиций сегодняшнего дня, я прихожу к выводу, что создание Объединения было очень важным и нужным моментом в жизни нашей общины…»

Да, действительно, работа Объединения на благо общины горских евреев неоценима. В разные годы, его возглавляли лучшие сыны нашего народа, и каждый из них внес свою лепту в историю горских евреев Израиля.

Похожие статьи