День Моше Рабейну

День Моше Рабейну

В 2368 году от сотворения мира жена праведного Амрама Йохевед дочь Леви родила мальчика и спрятала его в пещере от царских стражников.

Амрам назвал своего сына Хавер, мать дала ему имя Екутиэль, сестра Мирьям назвала его Ередом, брат Аhарон – Ави, а Кеhат, дед его, дал внуку имя Ави¬гдор. А ещё его имя было Тувья, что означает добро от Бога.

Три месяца его прятали в пещере от солдат фараона. Чтобы египтяне не нашли и не убили ребёнка, нужно было что-то предпринять. Йохевед и её дочь Мирьям сплели корзину из прутьев, обмазали изнутри известью, а снаружи смолой, постелили внутри одеяльце, уложили ребёнка и при¬несли к реке. Опустили корзину на воду, спрятались в зарослях тростника на берегу и стали ждать.

ма.jpg.png

Скоро сюда же пришла купаться царская дочь Батья. Батья разделась, вошла в воду, увидела корзину и послала служанку взять её.

Они выбрались с корзиной на берег, развернули пелёнки, а там малыш, открыл глаза, смотрит на них и улыбается. Распеленали дальше, увидели, что он обрезанный, дрогнуло сердце Батьи, и она приказала найти для него кормилицу.

Привели египтянку, но малыш заплакал и не взял грудь. Тогда выбежала из кустов Мирьям и говорит, что для этого еврейского мальчика есть кормилица еврейка. Привели Йохевед, Батья отдала ей ребёнка и велела кормить, пока он не подрастёт, и назвала его Моше, что значит спасённый из воды.

В это время гадали астрологи, и вышло у них, что мальчика, то есть Моше, о котором они предупреждали фараона, бросили в реку, и он пропал. Поспешили они доложить фараону, что ему уже нечего опасаться, он обрадовался и отменил свой ужасный указ об умерщвлении еврейских детей.

Через два года Моше забрали в царский дворец, где Батья нянчила и лелеяла его, как своего сына. Десятки слуг и воспитателей следили за ним, лучшие учителя страны занимались его образованием.

За то время, что Моше жил в доме фараона, дважды его жизнь подвергалась опасности. Если бы не постоянная поддержка «Небес», история мира была бы совершенно другой.

Когда Моше было пять лет, фараон забавлялся им и любил сажать на колени. Однажды, во время заседания министров и мудрецов, где присутствовали советники фараона и важные гости, Билам, Итро и Иов, малыш сидел на коленях царя. И вот он привстал, дотянулся до короны и сдёрнул её. Все ахнули.

Испуганный царь, опустил ребёнка на пол и спросил: «Что скажете, мудрецы? Как поступить с мальчиком?» Встал Билам, один из величайших пророков и чародеев, и сказал: «Великий царь, это плохой признак. Я предупреждаю, что когда он вырастет, станет твоим несчастьем. Вели его казнить!»

«Как? Убить такого красивого ребёнка? – Опечалился царь. – А что скажет праведный Иов?» Иов, дальний родственник Амрама, отца Моше, поднял обе руки и ответил: «Ты – царь, твоё слово – закон, тебе решать, любое твоё решение справедливо».

Ухмыльнулся царь и повернулся к давнему своему другу и поверенному, к Реуэлю-Итро, знаменитому магу и главному священнику Моава. Итро встал, подошёл и положил свою огромную ладонь на голову мальчика. «Его действия непроизвольны, – сказал он, – пусть принесут две тарелки, одну с горящими углями, другую с алмазами, посмотрим, что он выберет, и тогда решим».

Принесли две серебряные тарелки, одна с горящими углями, другая с алмазами, и поставили перед ребёнком. Посмотрел малыш на одну, на другую, и уже потянулся к алмазам, но ангел Всесильного ударил его по руке, и он схватил горящий уголь, положил в рот и закричал от боли. Тут же слуги вырвали уголь со рта и унесли ребёнка к нянькам.

Все, кроме Билама, обрадовались такому исходу, эксперимент показал, что Моше снял корону с головы царя только потому, что её украшали сверкающие камни. Билам был недоволен таким исходом. Билам, который не был чужим Моше, он ведь внук Лавана, родного брата Ривки, отца Рахель и Леи.

С тех пор Моше шепелявил, но если говорил от Имени Всевышнего, голос его был чистым и понятным.

Прошло восемнадцать лет, Моше рос как принц во дворце царя, но родных своих не забывал. Ранним утром, пока солнце не раскалило песчаную дорогу, он пошёл проведать отца и мать. Видит, недалеко от посёлка лежит на земле еврей, весь в крови. Египетский стражник надругался над его женой, а теперь плёткой бьет мужа по голому телу и по голове, вот-вот забьёт до смерти.

Моше подошёл ближе, взвесил в уме вину египтянина и не нашёл для него смягчающих обстоятельств. В великом гневе он поднял руку, произнёс Имя Всесильного и проклял египтянина. Тот обернулся и упал бездыханный рядом с тем евреем. Еврей вскочил и убежал, а Моше склонился над стражником и с ужасом понял, что тот мёртв, быстро засыпал труп песком и вернулся во дворец.

На следующий день Моше вернулся на это ме¬сто, ибо ему не верилось, что убил человека, не прикасаясь к нему руками. Видит, что здесь же дерутся двое, и в одном из них он узнал еврея, которого спас от руки египтянина.

Моше был высокого роста и был чрезвычайно силён, схватил дерущихся за руки, развёл в разные стороны и говорит:
– Не стыдно вам? Мало, что чужие вас бьют, что же вы позорите себя и свой народ!
Отвечают ему:
– Разве ты судья нам, царский выкормыш? Мы сами решим свой спор, а на тебя донесём, ответишь за то, что убил египтянина!
Не знал он, что это были Датан и Амирам, самые скверные люди в еврейском народе.
Испугался Моше, не стал спорить, поспешил домой, взял хлебную лепёшку и бурдюк с водой, и ушёл из города по западной дороге. Двенадцать дней шёл, пока не добрался до города Куш.

Там его встретили воины Киканоса, царя Куша, который расположился с войском у стен своего города. Изменники закрыли ворота изнутри и не впускали его, и теперь он, печальный, сидел на высоких подушках под пышной африканской акацией
Моше приветствовал царя и спросил, как случилось, что ворота дома закрыты для хозяина?

Рассказал Киканос, что он отправился на войну, а своего министра временно оставил вместо себя управлять страной. А когда вернулся, оказалось, что тот сам себя объявил царём, закрыл ворота и не пускает в город. Царский дом захватил и присвоил царскую жену.

Что делать? Город укреплён и невозможно войти. С двух сторон высокая и крепкая стена – не одолеть, с другой стороны море и скалы – не подойти. А с четвёртой стороны поле, кишащее змеями, любой, кто попытается там пройти погибнет от их яда.

Говорит Моше:
– Разве вы не знаете, что аисты пожирают змей? Наловите взрослых птиц и приручите птенцов, а когда они подрастут, пустите на поле со змеями, ни одной не останется.
Киканос обрадовался и приказал слугам исполнить мудрый совет. Через шесть месяцев царь Киканос и его воины благополучно вошли в город, свергли самозванца, а Моше назначили главным министром в Куше. Когда Моше было двадцать семь лет, Киканос умер, и кушиты избрали его своим царём.
Год за годом вдова Киканоса добивалась от Моше, чтобы он взял её в жёны. Сорок лет он отвергал её притязания и, в конце концов, не выдержал и ушёл из Куша. Он добрался до Мидьяна и в степи у колодца встретил дочерей Итро, главного священника мидьян.

У старого священника было несколько имён: Реуэль, Путиэль, Етер, Ховав, Хевер, Кени, Путиэль. А Итро он стал, когда к его имени Етер (יתר) впоследствии была добавлена буква вав (יתרו).

Когда он утратил веру в племенных идолов и отказался исполнять обязанности жреца, жители страны объявили бойкот своему бывшему вождю. Старейшины Мидьяна запретили пастухам пасти стада Итро, и теперь они отгоняли его дочерей-пастушек от колодца и не давали поить овец.

Моше посмотрел на пастухов, подошёл и открыл колодец, они испуганно попятились и погнали свои отары прочь. Тогда девушки начерпали воду в корыта, на¬поили овец и поспешили домой.

Огромное красное солнце уже погружалось в песок, и Моше решил остаться на ночь у этого колодца. С молитвой он поднял руки к небесам и услышал шорох, обер­нулся и увидел, что пришли две девушки из тех, ко­торых он защитил от пастухов. Говорят ему: «Ува­жаемый путник, наш отец приглашает тебя в свой дом разделить с ним вечернюю трапезу и провести ночь под крышей». Согласился Моше и пошёл с ними. 

Итро приветил путника, расспросил и оставил жить у себя и пасти стада, которые прежде пасли дочери. Все они были прекрасны, но пленила Моше старшая из них, Ципора. Он взял её себе в жёны и она родила для Моше сына, первенца Гершома. Такое имя он дал мальчику «потому что, – сказал, – пришельцем (гером) я стал в чужой стране» (Шмот 2, 16-22).

Теперь Моше пас стада своего тестя. Он угонял овец далеко от дома, подальше от чужих владений, чтобы никто не мог упрекнуть, что кормит их на чужих пастбищах.
Ранняя весна заливала цветами ещё недавно безжизненную пустыню, ослепительно яркий солнечный диск быстро выдвигался из трав в синее небо, и Моше погнал овец к подножию высокой горы.

Видит, что на её вершине горит голубым пламенем и не сгорает куст. Он очень удивился и поднялся наверх, чтобы рассмотреть поближе это чудо, и услышал голос своего отца Амрама:
– Моше, Моше!
Разве возможно такое чудо? Отец давно умер, но Моше помнит этот голос, это его голос:
– Моше, сними обувь с ног своих и подойди, Всесильный, Б-г твоих отцов, призывает тебя!
Он быстро развязал шнурки с ног, сбросил сандалии и подошёл к пламени. Тело стало лёгким, а сердце затрепетало в груди. Моше закрыл лицо ладонями и услышал:
– Я Всесильный Б-г отца твоего, Всесильный Б-г Авраhама, Всесильный Б-г Ицхака! Я увидел бедствие Моего народа, который в Египте, до Меня дошёл крик о помощи перед лицом притесняющих… Я сошёл спасти его из-под власти Египта, и привести его из той страны в страну прекрасную и просторную, в страну, текущую молоком и мёдом, на место кэнаанеев, хеттов, эмореев, перизеев, хивеев и иевусеев. Теперь посылаю тебя к Паро, и вот ты выведешь Мой народ, сыновей Исраэля, из Египта».
Это был приказ.
Он должен вернуться в Египет и привести евреев в Эрец Кэнаан? Испугался Моше – кто прислушается к его словам?
– Я слаб, у меня дефект речи, кто будет слушать меня, – ответил он.
Но Всесильный не принимает его возражение, говорит:
– Ещё до твоего рождения Я приготовил тебя к этому, Аhарон, твой брат, будет с тобой, вы Мои посланники.

На исходе семи дней Всесильный открыл ему на этом месте источник мудрости, наделил его даром влиять на людей и властвовать над неживой природой. И послал освободить из рабства многомиллионный еврейский народ.

* * *

Сорок лет вёл Моше народ Израиля к Обетованной стране. В последний год своих странствий евреи разгромили армию Сихона царя эмореев, и Ога, царя Башана и расположились огромным лагерем на западных холмах Амона и Моава.

Моше рабену разделил земли на левом берегу Ярдэна и ниже Солёного моря между коленами Реувена и Гада. Они получили западные земли Амона и южный Гилад. А северный Гилад, часть территории к востоку от Кинерета, восточную область верхнего Ярдэна и Башан (Голаны) Моше рабену оставил для половины колена Менаше. То есть они заняли территорию современной Сирии и Иордании.

В рош ходеш месяца Шват Моше рабену узнал о скорой своей кончине. Он собрал старейшин и глав колен Израиля и объявил, что после него вождём еврейского народа станет его ученик Иеhошуа бин Нун.

С первого дня месяца Шват до седьмого Адара Моше рабену читал книгу Торы старейшинам и вождям народа, читал то, что писал на отбеленном пергаменте.
Ночью он молился и просил Всесильного: «Дай мне перейти, и увижу я эту хорошую страну, что по ту сторону Ярдэна, прекрасную гору и Леванон!» (Дэварим 3:25).

Шестого Адара сказал Всесильный: «Взойди на вершину Писги, и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток, и посмотри глазами своими, ибо не перейдёшь ты этот Ярдэн! Дай повеления Иеhошуа, и укрепи его, и утверди его, ибо он встанет во главе народа этого и он завоюет для них страну, которую ты видишь» (Дэварим 3:27-28).

А 7 Адара, рано утром, Моше рабену призвал своего верного и любимого ученика Йеhошуа бин Нуна. Они вошли в Оhель Моэд (Шатёр Откровения), Моше рабену возложил на его голову обе руки, передал ему от себя божественную энергию и благословил его.

Когда они вышли из шатра, Йеhошуа бин Нун остался у входа, а Моше рабену пошёл к горе Нево. Тысячи глаз смотрели вслед, никто не мог сдвинуться с места и никто не мог произнести слово, пока он не исчез среди горных скал.

Он поднялся на вершину Писги, что напротив Иерихона и увидел всю страну Эрец Исраэль. «Всю землю Нафтали, и землю Эфраима и Менаше, и всю землю Йеhуды, до крайнего моря. И юг, и область долины Иерихона, города пальм, до Цоара…
И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав… и никто не знает места погребения его до сего дня... А Моше было сто двадцать лет, когда он умер: не притупилось зрение его, и не истощилась свежесть его. И оплакивали его сыны Израиля в степях Моава тридцать дней, а когда окончились дни траурного оплакивания Моше, преисполнился Йеhошуа, сын Нуна, духом мудрости, ибо Моше возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израиля, и делали так, как Бог повелел Моше. И не было в Израиле пророка, подобного Моше…» (Дэварим 34:1-10)

Умер Моше рабену 7 Адара 2488 года (1272 г. до н.э.). Каждый год евреи отмечают эту дату усиленным изучением Торы и добрыми делами.

Похожие статьи