«Я свободный человек, никто мне не указ!»

«Я свободный человек, никто мне не указ!»

Эта глава продолжает обсуждать обряды, которые должны были совершать Аарон а‐Коэн и его сыновья в Мишкане.

В конце главы сказано, что Аарон и сыновья сделали все в соответствии с повелениями Б‐га, которые передал им Моше Рабейну (Цав 8:36).

Раши задается вопросом: почему Торе было необходимо это подчеркнуть?

Он отвечает, что Тора хвалит Аарона за то, что он не уклонился от всех полученных указаний и сделал все в точности, как повелел Б‐г.

Но остается вопрос: почему Аарон заслуживает за это такую похвалу? Разве не само собой разумеется, что такой святой и выдающийся человек ни в чем не отступится от указаний Б‐га?

Для того, чтобы это понять, надо пояснить один важный принцип. Простая логика диктует, что, если человек добровольно сделал что‐то хорошее, то он заслужил больше похвалы (или награды), нежели если он сделал это по чьему‐то повелению.

Ведь в последнем случае его толкали на этот поступок, а в первом его никто не толкал, он сам на это пошел, потому что он хороший человек. Но на самом деле все наоборот: большей похвалы заслуживает именно тот, кто выполнял указания.

Почему? Потому что человек, которому кто‐то указывает, естественным образом ощущает желание не подчиняться: «Я свободный человек, никто мне не указ!»

Б‐г дал нам заповеди для того, чтобы, исполняя их, мы самосовершенствовались и в процессе этого зарабатывали награду.

Поэтому Он также создал в людях дурные наклонности, цель которых – мешать им делать добро. Так исполнение заповедей становится «бегом с препятствиями», и когда человек решает сделать добро, несмотря на то, что его естественным образом тянет в противоположную сторону, он заслуживает награду за преодоление этой тяги.

Поэтому чем больше человеку приходится бороться с дурными наклонностями, тем большей награды он заслуживает.

Более того, чем более великим становится человек, тем сильнее становится его дурное начало. Ибо чем выше он умеет «прыгать», тем выше должны быть препятствия, иначе ему будет слишком легко их преодолеть, и не за что получать награду.

Когда же они растут вместе с ним, то, наоборот, награда за их преодоление тоже растет, ибо так он преодолевает все более высокие препятствия, более сильные соблазны. Таким образом, чем более высок духовный уровень человека, тем бо́льшими становятся возможности заработать награду.

Поэтому Тора хвалит Аарона и его сыновей: да, они были «сливками общества», духовной элитой еврейского народа. Тем не менее, поскольку они выполняли указания Б‐га, их дурное начало и естественная склонность не подчиняться тоже были очень сильны. Поэтому то, что они ни на йоту не отклонились от Воли Б‐га, заслуживает высшей похвалы.

Очень часто, когда нам предоставляется возможность исполнить заповедь, мы автоматически испытываем определенную тяжесть и инерцию ‐ нам трудно заставить себя действительно встать и сделать это дело, как будто перед нами стоит некий барьер, непреодолимый без особых усилий.

Если бы не было заповеди вставать рано утром и идти на молитву, возможно, нам было бы легче вставать. Но поскольку эта заповедь есть, нам так трудно совершить этот рывок и оторваться от постели! Возможно, мы испытываем соблазн есть некашерную пищу именно потому, что она запрещена.

Но, если мы преодолеем эту тягу, мешающую нашему росту, то ощутим великое чувство достижения и удовлетворения, которое испытывает тот, кто не сворачивает с пути и доходит до конечной цели.

Похожие статьи