Комментарии рава Адама Давидова к главам Торы «Бэhар» и «Бэхукотай»

Комментарии рава Адама Давидова к главам Торы «Бэhар» и «Бэхукотай»

Немецкий писатель Лоренц Дифенбах, предтеча нацистской идеологии, дал своему роману такое название: «Труд делает человека свободным» («Arbeit macht frei», 1872 г.). По его мнению, самые свободные люди это рабы, которые трудятся без отдыха под надзором своих господ. Немцы повесили это издевательское изречение над воротами концлагерей Освенцима.

Дарвин в свою очередь утверждал, что обезьяну труд сделал человеком. Это такая же несуразность, как и приведённое выше изречение – как известно, рабский труд превращает человека в животное.

Тора и еврейская традиция против такого чудовищных выводов. Безусловно, человек обязан трудиться, но его труд должен соответствовать его возможностям, должен быть ограничен во времени и обеспечивать его благополучную жизнь. Ещё в то время, когда евреи были рабами в Египте, они требовали для себя один выходной день в неделю.

Творец установил для всего еврейского народа, для каждого человека, не зависимо от его пола, возраста и общественного положения, субботу, шабат, обязательным днём отдыха. В этот день душа каждого человека освобождается от материальных забот, и он подобен малаху, ангелу.

Моше получил Тору на горе Синай и передал народу Израиля (Пиркей авот 1:1). Тора дана, как свод законов, чтобы сыновья Израиля знали свои обязанности и своё место среди других народов.

Человек создан не для этого мира, не для этой земли, на которой он живёт, и которая стала его домом. Напротив, этот мир, этот дом создан для него. Здесь он живёт и обязан сохранять его в соответствие с законами и правилами Творца.

Законы Торы даны не только для человека, но и для земли, которой он владеет и которая его кормит. Задолго до того, как евреи вошли в Эрец Исраэль, они получили особые обязанности, такие, как трумот (возношения) и маасэроот (десятины).

К заповеди трумот относится заповедь бикурим, возношение первых плодов своего урожая. Евреи получили особые, субботние запреты, и запреты кашрута, запрет на взимание процентов, заповедь орла (запрет на плоды дерева первые три года), запрет на сельскохозяйственные работы каждый седьмой год, заповедь швиит.

В 25 главе книги «Ваикра» сказано: «Говори народу Израиля, научи их, что когда они войдут в страну, которую Я даю им, земля должна отдыхать в субботу Б-га».

Суббота Б-га – седьмой год. То есть каждый седьмой год – год «швиит» в стране Израиля, когда запрещены сельскохозяйственные работы. Седьмой год – «шмита», в этот год человек обязан дать отдых земле и сам воздерживаться от любой работы на земле. В прежние времена евреи в год шмита шли учиться в бет-мидраши.

Законы седьмого года обязательны только для евреев и только на территории, указанной Творцом.

Запрещено пахать, готовить почву к посеву, разравнивать землю, сажать деревья и растения, пропалывать, орошать землю, окучивать и производить обрезку деревьев, собирать урожай. Плоды седьмого года имеют особую святость, их нельзя накапливать в своих владениях, нельзя продавать, портить или уничтожать. Хозяин земли в год «шмита» теряет право на свой урожай, так как весь урожай «hэфкер», ничейный и принадлежит всем, даже диким зверям, если они не наносят ущерба полям и деревьям. Так же запрещён самосев, «сэфихейа».

Римские земледельцы нашли пользу в законе о субботе земли. Раз в три года они стали оставлять свои поля необработанными и урожай их значительно улучшился. Но в Торе этот закон имеет духовный, сакральный смысл.

Урожайность полей Эрец Исраэль напрямую связана с нравственным уровнем тех, кто их обрабатывает. Мы найдём подтверждение этому в давние времена заселения страны и позже, когда евреи возвращались и осваивали пустыни и болота.

Для того чтобы мы поняли, что эта земля всегда будет нас кормить, даже тогда, когда мы даём ей покой, сказал Творец: «Я пошлю Моё благословение вам в шестом году, и он принесёт урожай на три года. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая будете есть старое» (Ваикра, 25:21-22). То есть Он позаботится о пропитании тех, кто исполняет Его закон.

Что мы будем есть в год шмита, если запрещена продажа плодов земли?
В год шмиты сбор плодов осуществляют под надзором бет-дина. Всё, что собрали, везут в магазины и на базар и устанавливают цену не за плоды, а за труд рабочих, включая оплату труда продавцов, оплату за доставку, расходы за хранение и накладные расходы. Понятно, что цена должна быть намного ниже, ибо в ней отсутствует стоимость самой продукции.

Год «шмита» отменяет все денежные задолженности. Кредитор обязать простить своего нуждающегося должника, которого он поддержал в его нужде. Но если дал некую сумму для бизнеса, составляет особый договор, «прозболь». А когда приближается конец года «шмита», кредитор передает право на взыскание своих долгов в суд, в бейт-дин, и тогда год «шмита» не отменяет их.

Мы всегда должны быть внимательны к нуждающимся среди нас. Закон требует: «И если обеднеет твой брат и придёт в упадок, поддержи его…» (Ваикра 25:35). Отделяем от своих доходов маасэр, десятую часть, а если даём в долг, нет у нас права наживаться на этом.

Запрещено давать и брать под проценты, рибит, в любом виде. Деньгами, продуктами, вещами, какой-либо услугой и даже добрым словом. Талмуд (Бава Мециа 71) свидетельствует, что тот, кто даёт под проценты, обязательно разорится. Тот, кто даёт, и тот, кто берёт, не могут быть свидетелями на суде.

В еврейском мире существуют две системы денежных займов: гмах (гмилут хэсед), когда один или несколько обеспеченных людей создают фонд помощи и выдают нуждающимся беспроцентную ссуду, и другой – амута, товарищество, в котором одна сторона участвует деньгами, а другая — своим трудом или «поручением» вложить деньги в какое-либо предприятие с получением доходов.

В Израиле при открытии счёта в банке клиенты заполняют подобное «поручение», в таком случае или клиент или банк получает часть доходов в виде определённого процента.

Эрец Исраэль дана евреям для того, чтобы стала плацдармом для справедливого и милосердного общества. Право на эту страну вытекает из обязанности соблюдать законы Торы. В противном случае евреи её теряют.

После смерти мудрого и сильного царя Шеломо евреи разделили Эрец Исраэль на Северное царство – Израиль и на Иудею. Йаровам сына Навата в 2964 году (796 г. до н.э. – р. Шломо Бенизри, «Седер hа-дорот») встал во главе Израиля и отверг законы Торы. Израильтяне строили жертвенники на возвышениях и приносили жертвы идолам. Они настолько ослабли духом, что уже не могли защищаться от внешних врагов.

В 3205 году (555 г. до н.э.) ассирийцы оккупировали Израиль и увели жителей страны в Халах и Хавор на реке Гозан, и в Мадай (Мелахим 2, 17:6). А страну заселили народом кутим (шомроним, самаритяне), что привели с берегов Каспия. Сейчас от них остались одна улица в городе Холоне, в Израиле, и две маленькие деревни около Шхема, а значительная часть еврейского народа пропала в безмолвии.

Иудея тоже оказалась нестойкой в соблюдении заповедей Творца. В пятый месяц, в седьмой день месяца пришли войска Навухаднэцара, захватили Йерушалаим, и Навузарадан, царский палач, сжёг Храм, а евреев – многих убили, а оставшихся пленили и увели в Бавель (Мелахим 2, 25:8). За несоблюдение законов шмита семьдесят раз – семьдесят лет продолжалось бавельское изгнание. В 3408 году (358 г. до н.э.) евреи вернулись, и стали заново отстраивать Йерушалаим и Храм.

Прошли годы, философия греческого распутства распространялась в Эрец Исраэль. Между евреями разгорелась беспричинная вражда, в народе стали высмеивать своих мудрецов и ослаб Израиль.
Талмуд Бавли (Гитин 56а) приводит в качестве примера рассказ о том, как некий еврей Бар Камца отомстил за то, что его не оставили на торжественном обеде, где сидели важные люди и мудрецы Израиля. Он оклеветал свой народ и привёл врагов.
И даже в то время, когда римские легионы захватили страну и окружили Йерушалаим, несколько еврейских партий в осаждённом городе враждовали между собой и уничтожили запасы хлеба, которые позволили бы им выдержать долгую осаду.

Евреи обязаны жить в Эрец Исраэль, любить эту землю и исполнять законы этой земли (Рабену Яаков, «Бааль hа-турим»), и тогда Творец даст им защиту и питание. То, что 2000 лет тому назад народ Израиля оказался в изгнании, должно стать уроком для потомков, то есть для современных евреев.

Чтобы не враждовали друг с другом, а возвращались и совместно возрождали к жизни свою измученную войнами землю. Земля и человек взаимно освящают друг друга. У других народов нет такой взаимности, они могут жить в любом уголке планеты, и у них нет обязанности отдыха субботы для себя и субботы для земли.
Неевреи, живущие на этой земле – гости или случайные прохожие, которые не могут пользоваться её плодами без участия евреев. Много столетий до возвращения евреев она была пустыней, и чтобы она вновь не опустела, евреи должны вернуть своё право на всю Эрец Исраэль в полных границах её, как указано в Торе, и исполнением всех законов её, указанных в Торе. А наследники Эдома и Ишмаэля обязаны прекратить вражду и вернуться к себе с миром.


БЭХУКОТАЙ

Последняя глава Торы в книге «Ваикра» названа Бэхукотай.
«Если будете следовать Моим законам и хранить заповеди Мои, и исполнять их, то Я дам вам дожди вовремя, и земля принесёт урожай… Вы будете жить на своей земле в безопасности» (Ваикра, 26:3—5). Это значит, что Творец и Владыка Мира устранит все препятствия перед народом Израиля, люди будут наслаждаться дарами природы, получат действенную защиту от эпидемий и будут жить в мире.

Они получат в своей жизни все блага этого мира для того, чтобы их сознание не имело препятствий на пути к совершенству. Благословенный, Создатель наш даёт в настоящее время все материальные блага ради Олам hа-ба, Будущего мира (Рамбан, «Ваикра»).

Иноверцы тоже надеются на награду после смерти и морят себя голодом в подземельях монастырей или надевают пояс шахида и взрываются в толпе, чтобы их услаждали и поили вином загробные красавицы. Но народу Израиля за исполнение заповедей обещана при жизни, на земле, высшая награда – Шехина, постоянное Б-жественное присутствие. Как сказано : «И буду ходить среди вас, и буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом» (Ваикра, 26:12).

Однако, предостерегает:
Если законами пренебрегать будете, и если отвергнет их ваша душа и нарушите завет с Творцом, на вас обрушится смятение. И сказал Он: «…буду ещё карать вас, семикратно за ваши грехи. И сокрушу гордость могущества вашего, и сделаю ваши небеса как железо, а вашу землю как медь» (Ваикра 26:15-19). И так далее.
Когда избранный народ теряет с Ним связь, и когда человечество отказывается признавать Б-жественное управление миром, начинается «сокрытие Его лица», «hэстэрет паним». Сокрытие лица Б-га – трагедия не только для евреев, но для всего человечества («Даат твунот»).

Не будем перечислять все возможные несчастья, следует знать, что всё, сказанное в Торе, не проклятие, а предупреждение. Создатель наш наделил нас свободой выбора, поэтому всегда есть надежда, что добро, которое мы выбираем, восторжествует над злом. Поэтому Он сказал: «И вспомню для них завет с предками…» (Ваикра 26:45).

Рабену Бахья бен Йосеф ибн Пекуда писал («Обязанности сердца»), что ничто в этом мире не случается без вердикта Творца, и ничто не случайно в нашей жизни. Рамхаль учил, что над еврейским народом распространяется «hашгаха клалит» (всеобщий надзор Небес), а над каждым человеком «hашгаха пратит» (индивидуальный надзор Небес). Когда мы забываем об этом, не стыдимся совершать проступки и даже преступления.

Время от времени над еврейским народом возникает угроза тотального уничтожения. Когда уже не остаётся надежды, приходит чудо спасения, и после тяжких потерь народ возвращается к жизни с просветлённой душой, так было после войны за независимость и после «шестидневной войны». Но, увы, возвращаемся к прежним ошибкам.

«Противны Всевышнему замыслы злодея, слова непорочных угодны ему» (Мишлей 15:26). Позор тому, кто славит себя, надеется на себя, и уверен, что завтрашний день в его руках. Это не нормально, это опасная болезнь. «Так сказал Г-сподь: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чьё сердце удаляется от Г-спода» (Ирмияhу 17:5).

Когда юный Давид вышел на битву с хорошо вооружённым великаном Гольятом (Голиафом), в руке его кроме палки и пращи не было другого оружия, но уста его произнесли Имя Б-га, и он победил.
Тот человек, который полагается только на собственные силы или на человека, даже на чрезвычайно сильного и наделённого большой властью, оскверняет Имя Всевышнего.

Когда медицина бессильна при лечении таких болезней, как диабет, рак костного мозга, астма, псориаз или шизофрения, невежественный человек ищет защиты у знахарей и колдунов. Не помогут они, только при содействии Творца врач может вылечить больного. И только человек, обладающий «битахоном», полным и беспредельным доверим к Б-гу, вернётся к нормальной здоровой жизни. «Благословен человек, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь» (Ирмияhу 17:7).

С давних времён страна Израиля притягивает к себе захватчиков, словно навозных жуков к тарелке с мёдом. По святой земле ходили и грабили евреев ассирийцы и персы, греки и римляне, арабы и турки, банды крестоносцев проливали здесь свою и чужую кровь.
Две тысячи лет тому назад в период правления Селевкидов греки запрещали евреям под страхом смертной казни исполнять заповеди Творца, изучать и читать Тору, как это издавна было принято – в субботу, во второй и в пятый день недели. Евреи поддавались чуждому влиянию, осваивали чужие законы и чужие традиции.

«Награды и наказания народу Израиля, само его пребывание в Эрец-Исраэль, связаны с его поведением в этой стране» (Рав Ицхак Зильбер). Евреи обязаны были вернуться к законам Торы и просить о благополучии Израиля подобно Хизкияhу, царю Йерушалаима, который возложил на Всевышнего защиту жителей города от многочисленной ассирийской армии.
Это было мудрое решение – так он город защитил и народ укрепил в вере.

Еврейский народ выдержал множество страданий от преследований христиан и мусульман и не озлобился. Ибо веками его питает надежда, что, в конце концов, человечество образумится и оставит гнусный образ жизни ради добра и любви. «Но народы земли пока ещё удерживаются от раскаяния и по общему согласию продолжают совершать преступления» (Рабену Бахья «Обязанности сердца»).

Причину враждебного отношения к евреям следует искать в самом еврейском обществе. Сторожевые псы Всесильного кусают нас, когда мы терпимы к коррумпированным правителям и лживым судьям, к предателям и доносчикам, к ворам и сексуальным извращенцам, и нетерпимы к богобоязненным. Когда в стране десятки партий, «мифлагот» (производное от глагола «лефалег», что значит расколоть, разделить), и они, чтобы добиться преимущества и удовлетворить свою корысть, разделяют еврейский народ. Партии и секты, как мотыльки, приходят из небытия и исчезают. И люди подменяют законы Торы вседозволенностью, которую в средствах массовой информации называют демократией.

Желание «быть, как все» часто одолевает стыд, и вполне благоразумный человек отказывается покрывать голову, соблюдать законы субботы и отказывается от кошерной пищи. Отказывается от еврейского образа жизни.
«Четверо не удостоятся «шехины» (божественного присутствия): насмешники, лжецы, лицемеры и злоязычные» (Бавли, Санhэдрин 103а). Эти недуги опасны для всех евреев, об этом предупреждает пророк. И если болезнь будет прогрессировать, мы не обойдёмся без хирургического вмешательства Творца.

Мир держится на праведниках и на простых евреях, сохраняющих традиции. Это они ежедневно обращаются к Всесильному со словами: «Мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать Тебе, что не совершали грехов и т.д.» (Таханун).
Их чистосердечное раскаяние защищает весь еврейский народ от наказания. «В то время, пока нет Храма, и нет жертвенника, искупление даётся только через раскаяние. Раскаяние искупает все прегрешения. Даже если все свои дни человек совершал злодеяния, а в последний момент раскаялся – не вспоминают ему никаких злодеяний» (Рамбам, Законы Раскаяния 1:8).

Благополучие Эрец Исраэль и благополучие еврейского народа зависит от нашего духовного и морального состояния. В прямой зависимости от этого Создатель, Хозяин земли, определяет нашу жизнь. Нам не следует волноваться и переживать об этом. Наше беспокойство должно быть направлено на то, чтобы мы тщательно исполняли заповеди, как работники, которые получили задание на горе Синай.

Говорит Тора, что если человек из народа Израиля «по обету (дал недэр) посвящает какую-либо душу Г-споду» (Ваикра 27:2), может её выкупить.
Человек посвящал себя, своих детей или своё имущество Б-гу, но после каких-то событий или в силу обстоятельств изменил своё решение. В таком случае он должен был возместить свой недэр деньгами.
Если это мужчина в возрасте от 20 до 60 лет, он мог внести за себя в Храм 50 священных шекелей серебра (1 шек. = 9,6 грамма), если это женщина, то 30 шекелей серебра. Если ему или ей больше шестидесяти лет, то выкупить себя можно было соответственно за 15 и 10 шекелей серебра. Недэр бедного человека коhен в Храме оценивал соответственно его возможности.

Каждый еврей, если он не коhен, обязан выкупить своего первенца, как сказано: «всякого первенца из сынов твоих выкупай» (Шмот 34:20). А царь Шеломо сказал: «Плод праведника – древо жизни…» (Мишлей 11:30). Плоды праведника – его дети, это и есть дерево жизни. А тот, у кого нет детей, горе ему, он подобен засыхающему дереву.

Мальчика в возрасте от 30 дней до пяти лет выкупали за пять шекелей, а девочку за три. Так как все первенцы изначально посвящены Б-гу, выкуп мальчика первенца по истечении 30 дней после рождения – закон Торы (Шмот 13:2,15).
Отец обязан выкупить своего первенца, первого, родившегося у матери, а мать не обязана. Если не выкупил отец, по просьбе матери это может сделать бет-дин, и может выкупить себя сам мальчик, когда ему исполнится 13 лет.

В субботы и праздники не выкупают первенца, но в холь hа-моэд это делать разрешено.
Коhену дают за мальчика пять серебряных монет (5 слаим) общим весом не менее 96,15 грамм или любую ценную вещь на эту сумму, но не недвижимое имущество и не банкноты или иные ценные бумаги.

Плод праведника – Тора, это древо жизни и существования мира. Беда, когда человек без Торы. Так Ифтах Гилади, главнокомандующий еврейской армии, на своё несчастье дал недэр: «Да будет так, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром (с победой) от Аммонитян, Г-споду я вознесу во всесожжение» (Шофтим 11:31).
Он не подумал, что из ворот его дома может выйти навстречу ему собака, свинья или верблюд. Всевышний в наказание за этот недэр послал ему навстречу его любимую дочь. Это стало уроком для всего народа Израиля.

«И вот, когда он увидел её, разодрал он одежду свою и сказал: увы, дочь моя, ты сразила меня и стала сокрушением моим! Я же отверз уста мои пред Г-сподом и не могу отречься» (Шофтим 11:35).
Если бы Ифтах следовал закону Торы, обратился бы к Пинхасу, Главному Коhену Израиля и отменил недэр. Сказал он: Я, словно король в Израиле, не пойду унижаться к коhену. А Пинхас сказал: «Я Главный Коhен в Израиле, не пойду унижать себя перед «ам hа-арец», перед невеждой».
Ифтах вскоре умер, а Пинхас после этого потерял «руах hа-кодеш», потерял связь с Б-гом (Мидраш Танхума, Бэхукотай 5).

Любого человека можно было выкупить, но не осуждённого на смерть.
В наше время, когда человеку грозит смертельная опасность или болезнь, следует молиться за его душу и дать цэдаку, ибо «цэдака спасает от смерти» (Бавли, «Бава Батра» 9б).
Человек может посвятить Б-гу своё имущество, и оно приобретает статус святости. Как сказано: «Всё посвящённое – святая святых».
Чувство глубокой любви к Б-гу подвигает евреев вкладывать свои средства в строительство синагог и иешив, приобретать для общины свитки Торы, книги Талмуда, hалахот и мидрашей, содержать раввинов и студентов, изучающих Тору. Так они спасают от смерти и от беды народ Израиля.

Всесильный сохранит и благословит вас и детей ваших. Амен.

Похожие статьи