|
Маргарита Марьяновская
Маргарита Марьяновская

Макрона раскритиковали за празднование Хануки в Елисейском дворце

Макрона раскритиковали за празднование Хануки в Елисейском дворце

Президента Франции Эммануэля Макрона обвинили в предательстве идеалов Французской Республики после того, как он принял участие в еврейской церемонии в своей официальной резиденции, Елисейском дворце.

В стране, где отделение религии от государства само по себе является религией, зажжение ханукальной свечи в историческом Зале праздников в четверг было немедленно осуждено политиками как правого, так и левого толка, сообщает ВВС.

Президент пригласил главного раввина Франции Хаима Корсиа зажечь первую из восьми свечей на ханукальной меноре в ознаменование начала еврейского фестиваля огней. Поводом стало вручение президенту Макрону премии за его усилия по борьбе с антисемитизмом.

Но когда видео церемонии вскоре появилось в социальных сетях, произошел фурор.

Для французских людей, формирующих общественное мнение всех мастей, президент совершил огромную ошибку, допустив религию в светские святыни президентства.

«Насколько мне известно, это происходит впервые. Это нарушение секуляризма», — сказал Дэвид Лиснар, видный деятель правой оппозиции, который также является мэром Канн.

«Елисейский дворец не место религиоэного культа. Мы не можем идти на компромисс со секуляризмом», - заявила президент-социалист региона Окситания Кэрол Дельга.

«Сделает ли Макрон то же самое в отношении других религий? Одним можно, другим нельзя? Это опасная спираль», - сказал Алексис Корбьер из крайне левой партии «Непокоренная Франция». 

Даже некоторые французские евреи были озадачены. «Этому нельзя допустить повторения», — сказал Йонатан Арфи, возглавляющий Представительский совет французских еврейских учреждений (Crif). 

«Французские евреи всегда считали секуляризм законом защиты и свободы. Все, что ослабляет секуляризм, ослабляет евреев», - сказал он.

Идея «секуляризма» была заложена во французский закон 1905 года, после многих лет борьбы между государством и Римско-католической церковью. Он закрепил свободу вероисповедания, но положил конец участию государства в церкви и удалил все признаки религии из общественных зданий. 

С тех пор закон стал рассматриваться как краеугольный камень современной Франции, обеспечивающий строгий нейтралитет между христианством, исламом и иудаизмом, а также гарантирующий, что граждане рассматриваются как личности в государстве, а не как члены сообщества. 

Президент Макрон, посещая стройку Нотр-Дама, позже заявил, что не сожалеет о зажжении свечей в честь Хануки, и считает приглавшение во дворец главного раввина вполне в духе республиканства и согласия». 

Нарушение Эммануэлем Макроном столетней республиканской доктрины было воспринято критиками как подтверждение его самоуверенности.

«Если бы президент действительно совершил религиозное действие или принял участие в церемонии, это действительно было бы нарушением светскости. Но этого не произошло», - сказал он.

Критики говорят, что Макрону не удалось представить последовательную линию в отношении войны, вместо этого он переходил от чрезмерной близости к израильской стороне в один момент к интенсивному заигрыванию с арабским мнением в следующий: всегда с целью умиротворить многочисленное как еврейское, так и мусульманское население Франции.

Вскоре после 7 октября Макрон посетил Израиль и предложил создать международную коалицию против ХАМАС, во многом подобную той, которая победила так называемое Исламское государство (ИГ).

Ранее в этом месяце, когда боевые действия возобновились после семидневной паузы в секторе Газа, Макрон вылетел в Катар. Обвиненный в отказе от традиционной поддержки палестинцев со стороны Франции, он организовал международную конференцию по оказанию помощи Газе, на которую Израиль не был приглашен. 

Затем он еще больше разозлил некоторых евреев, отказавшись присутствовать на марше против антисемитизма, а в интервью BBC рассказал о «младенцах», которых «бомбят израильские ВВС».

В министерстве иностранных дел Франции, которое в значительной степени отодвинуто на второй план президентом Макроном, неофициальные интервью ясно показывают разочарование среди профессиональных дипломатов.

«Однажды Макрон объявляет, что собирается помочь израильской армии стереть Газу с лица земли. Две недели спустя он на BBC называет Израиль детоубийцей», - рассказал один из бывших дипломатов газете Libération.

«Мы знаем, что все дело во внутренней политике. Но здесь от него могут отвернуться сначала мусульмане, а затем и евреи».

Теги

Похожие статьи